ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 667


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2014-2020 годы"

(с изменениями на 1 апреля 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 19.12.2014 N 639, от 01.04.2019 N 70)




Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2014-2020 годы".



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 г. N 667



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 19.12.2014 N 639, от 01.04.2019 N 70)




ПАСПОРТ

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

Министерство финансов Республики Дагестан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан,

Агентство по транспорту и дорожному хозяйству Республики Дагестан,

Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан,

Агентство по энергетике Республики Дагестан

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 19.12.2014 N 639)

Участники Программы

-

органы исполнительной власти Республики Дагестан, организации с участием государства или муниципальных образований Республики Дагестан

Цели Программы

-

улучшение качества жизни населения и переход Республики Дагестан на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче, потреблении, создание условий для повышения энергетической эффективности республиканской экономики и социальной сферы

Задачи Программы

-

совершенствование нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка и реализация мер экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

реализация инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

проведение энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;

оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов и их диспетчеризация;

вовлечение в производство (в топливный баланс) сравнительно более дешевых альтернативных источников энергии на основе геотермальной, солнечной и ветровой технологий;

развитие специализированных информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в отраслях экономики и социальной сфере;

создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;

развитие производства энергетически эффективного оборудования и приборов учета энергетических ресурсов на территории республики;

развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;

пропаганда и обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Сроки и этапы реализации Программы

-

2014-2020 годы:

I этап - 2014-2016 годы;

II этап - 2017-2018 годы;

III этап - 2019-2020 годы

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

удовлетворение прироста энергопотребления за счет снижения энергоемкости валового регионального продукта на 40 проц. к 2020 году;

сокращение числа аварий инженерных систем коммунального хозяйства на 50 процентов; расчетное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу к 2020 году не менее чем на 15 проц. от уровня 2009 года;

снижение в сопоставимых условиях объема потребленных энергетических ресурсов в бюджетной сфере за счет осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 15 проц. к 2015 году;

развитие рынка энергосервисных услуг, доведение его доли в ВРП до 1,5 проц. к 2020 году

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составит 17504477,02 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 248889,90 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1493601,40 тыс. рублей

     (2014-2016 годы - 557192,00 тыс. рублей;

2017-2018 годы - 276909,40 тыс. рублей;

2019-2020 годы - 659500,00 тыс. рублей);

средства местных бюджетов - 4119737,67 тыс. рублей

     (2014-2016 годы - 1396329,34 тыс. рублей;

2017-2018 годы - 1017808,33 тыс. рублей;

2019-2020 годы - 1705600,00 тыс. рублей) (по согласованию);

средства внебюджетных источников - 11642248,05 тыс. рублей

     (2014-2016 годы - 4925465,50 тыс. рублей;

2017-2018 годы - 2902782,55 тыс. рублей;

2019-2020 годы - 3814000,00 тыс. рублей) (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 19.12.2014 N 639)

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении - 6282,36 тыс. т у.т. и воды 64,02 млн. куб. м (всего 21210,00 млн. рублей), в том числе:

экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении - 2007,64 тыс. т у.т. (9907,09 млн. рублей);

экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении - 338,57 тыс. т у.т. (1405,75 млн. рублей);

экономия газа в натуральном и стоимостном выражении - 3936,16 тыс. т у.т. (8560,00 млн. рублей);

экономия воды в натуральном и стоимостном выражении - 64,02 млн. куб. м (1340,00 млн. рублей)



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа



1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Государственная программа Республики Дагестан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом Республики Дагестан от 2 ноября 2012 г. N 70 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Дагестан", постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2013 г. N 590 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан".


Программа устанавливает цели и основные задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в связи с приоритетами социально-экономического развития Республики Дагестан, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области рационального использования энергетических ресурсов, источники и объемы финансирования, исполнителей соответствующих мероприятий, механизм реализации Программы, управления Программой и контроль за ходом ее реализации, оценку социально-экономической (экологической) эффективности Программы.


Программа направлена на улучшение качества жизни населения, обеспечение перехода Республики Дагестан на энергосберегающий путь развития на основе рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче, потреблении и создание условий для повышения энергетической эффективности республиканской экономики и социальной сферы.


В условиях наличия ограниченных энергетических ресурсов динамичное развитие региональной экономики невозможно без проведения взвешенной и результативной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования, в связи с чем меры, направленные на улучшение энергетической эффективности, должны стать важнейшим элементом новой энергетической политики Республики Дагестан в числе приоритетов ее социально-экономического развития.



1.2. Характеристика проблемы и потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Дагестан



1.2.1. Общие сведения


Площадь территории Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. кв. километров.


Климат горной области Северного Кавказа характеризуется средней температурой января -6,6 C, средней температурой июля +21,7 C.


На 1 января 2013 года в Республике Дагестан насчитывается 757 муниципальных образований, из них 41 муниципальный район, 10 городских округов, 8 городских поселений, 698 сельских поселений.


Согласно последним оценкам, численность постоянного населения Республики Дагестан на начало декабря 2009 года составила 2735,1 тыс. человек, в том числе городского - 1158,8 тыс. человек, сельского - 1576,3 тыс. человек.


В республике сохраняется тенденция роста численности населения. За январь - ноябрь 2009 года численность населения республики увеличилась на 23,4 тыс. человек, или на 0,9 проц. (за январь - ноябрь 2008 года - на 21,5 тыс. человек, или на 0,8 процента).


На начало 2009 года (по данным органов государственной регистрации) число организаций в республике составило 24588, число субъектов малого предпринимательства - 3956.


В последние годы для ключевых показателей социально-экономического развития Республики Дагестан была характерна положительная динамика. Темпы роста большинства экономических индикаторов в этом регионе были выше, чем в среднем по Российской Федерации. Так, согласно статистическим данным, среднегодовые темпы роста основных социально-экономических показателей республики за 2008-2009 годы составили: ВРП - 110,5 проц., промышленного производства - 112,1 проц., продукции сельского хозяйства - 104,5 проц., инвестиций в основной капитал - 121,4 проц., оборота розничной торговли - 119,2 проц., объема платных услуг населению - 113,8 проц., поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней - 120,3 проц., реальных располагаемых доходов населения - 114,6 проц., реальной начисленной заработной платы - 109,2 процента.


Так же, как и в других регионах Российской Федерации, экономика Республики Дагестан испытала на себе воздействие мирового экономического и финансового кризиса 2008-2010 годов. Это влияние выразилось в замедлении темпов роста экономических и социальных показателей, снижении потребительского спроса при продолжающемся росте цен и тарифов.


Замедление темпов экономического роста может иметь серьезный негативный стратегический эффект для Республики Дагестан, поскольку по социально-экономическому развитию она отстает от средних показателей по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу. По состоянию на 2009 год по среднему уровню ВРП было зафиксировано отставание Республики Дагестан от Российской Федерации в 2,2 раза; по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - в 16,4 раза; по инвестициям в основной капитал - в 2,2 раза; по среднемесячным денежным доходам населения - в 1,6 раза; по среднемесячной начисленной заработной плате - в 2,3 раза.


Разработанная Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года предполагает достижение уровня ВРП в 575,2 млрд. рублей к 2020 году, что составит 495,4 проц. к уровню 2006 года; индекс промышленного производства составит 1143,0 проц. к уровню 2006 года (в ценах 2006 года); индекс производства сельскохозяйственных товаров - 318,8 проц. к уровню 2006 года (в ценах 2006 года); объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за тот же период увеличится в 5,8 раза.


Планируются изменения в структуре ВРП: больший вклад в региональный продукт будет вносить промышленное производство (20,9 проц. в 2020 году по сравнению с 8,3 проц. в 2006 году). Удельный вес сельского хозяйства в структуре ВРП Республики Дагестан существенно снизится: с 21 проц. в 2006 году до 14,6 проц. в 2020 году.


Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в средне- и долгосрочном периоде планируется повышение удельного веса Республики Дагестан в основных показателях Российской Федерации. Данные таблицы 1 и рисунка 1 свидетельствуют о наличии позитивной динамики удельного веса республики в макроэкономических показателях Российской Федерации в 2001-2009 годах, прежде всего в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП).



Таблица 1

Показатель

Удельный вес, %

2001 год

2006 год

2009 год

ВРП

0,3

0,4

0,5

Объем промышленной продукции

0,1

0,1

0,1

Продукция сельского хозяйства

1,4

1,7

1,7

Розничный товарооборот

0,6

1,3

1,3

Инвестиции в основной капитал

0,3

0,9

0,9


Увеличение доли Республики Дагестан в экономике Российской Федерации, а также планируемые качественные и структурные изменения экономики республики определяют новые требования к топливно-энергетическому комплексу региона. В условиях ограниченных энергетических ресурсов динамичное развитие региональной экономики невозможно без проведения взвешенной и результативной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с этим меры, направленные на улучшение энергоэффективности, должны стать важнейшим элементом новой энергетической политики Республики Дагестан в числе приоритетов ее социально-экономического развития.


В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для государств - членов Европейского союза - в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47 проц. текущего потребления энергии (около 350 млн. т у.т.).


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40 проц. по отношению к уровню 2007 года. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года планируется сокращение удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.


Решение данной задачи приобретает особую актуальность для Республики Дагестан, поскольку, как уже было отмечено, в последние годы экономика этого региона растет более быстрыми темпами, чем национальная экономика Российской Федерации в целом. Одним из важнейших условий сохранения этой тенденции в будущем является проведение комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики Республики Дагестан.


ВРП является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг. В качестве интегрального показателя эффективности использования энергетических ресурсов в субъекте Российской Федерации используется энергоемкость ВРП как отношение объема потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к ВРП в сопоставимых ценах 2007 года.


ВРП Республики Дагестан по сравнению с ВРП субъектов Российской Федерации и ВВП зарубежных государств с аналогичными социально-экономическими и природно-климатическими условиями характеризуется высокой энергоемкостью. Так, в 2007 году она составила 39,27 т у.т./млн. рублей. Для снижения энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40 проц. по отношению к уровню 2007 года, определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходимо достичь снижения энергоемкости ВРП Республики Дагестан к 2020 году не менее чем на 40 проц., или 15,71 т у.т./млн. рублей по отношению к уровню 2007 года.



1.2.2. Основные сведения о топливно-энергетическом комплексе Республики Дагестан


Топливно-энергетический комплекс Республики Дагестан основан на использовании хорошо изученных и освоенных на территории республики традиционных источников энергии.


Топливно-энергетический комплекс Республики Дагестан представлен нефте- и газодобычей, электроэнергетикой и нефтеперерабатывающей промышленностью. Перспективы развития топливной промышленности Дагестана связаны с освоением новых месторождений нефти и газа, в том числе на Каспийском шельфе, а также с вводом в действие нефтеперерабатывающих мощностей.


Потенциальные ресурсы нефти вместе с конденсатом оцениваются примерно в 510 млн. т, из них на суше - 170 млн. тонн. Ресурсы природного газа оцениваются в 340 млрд. куб. метров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»