В Алтайском крае функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - "Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю").
За 2018 год в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю поступило 13486 обращений, из них в связи с нарушением прав потребителей - 8283 обращения, что составляет 61%.
Структура обращений граждан ежегодно меняется в зависимости от условий и состояния рынка товаров (работ, услуг). Всего о нарушении прав потребителей в сфере торговли поступило 53% обращений, в сфере оказания услуг - 47% обращений. За 2018 год основанием для проведения проверок или административных расследований послужило 2% поступивших обращений.
Одной из важных задач Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю остается деятельность по информированию населения через общественные приемные и консультационные пункты, горячую линию, официальный сайт (http://22.rospotrebnadzor.ru/), информационный журнал "Алтайский вестник Роспотребнадзора", а также созданный на федеральном уровне государственный информационный ресурс по защите прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/), на котором предприниматели и граждане могут ознакомиться с информацией по актуальным вопросам данной тематики.
Информационно-просветительскую работу и консультирование потребителей проводит учебно-консультационный центр по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" (далее - "консультационный центр") и его 12 консультационных пунктов в муниципальных образованиях Алтайского края. На базе консультационного центра работает "Школа правовой потребительской грамотности населения".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 28.12.2021 N 493)
За 2018 год специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" и его филиалов проведено 14650 консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Помощь потребителям в оформлении претензионных требований оказана в 3304 случаях. Также оказана помощь в оформлении 158 исковых заявлений, 149 обращений и жалоб.
В общей структуре обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в отдельных сферах, поступивших в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", самыми распространенными являются сферы продажи непродовольственных товаров (56,9%), оказания бытовых услуг (13,6%), коммунальных услуг (5,3%), финансовых услуг (4,1%), услуг связи (2,5%), дистанционной торговли (1,6%), оказания медицинских услуг (1,6%), образовательных услуг (0,9%), транспортных услуг (0,7%), туристических услуг (0,3%), долевого строительства (0,2%), общественного питания (0,2%).
Союз "Алтайская торгово-промышленная палата", содействуя обеспечению прав потребителей в Алтайском крае, консультирует потребителей по вопросам защиты их прав, оказывает помощь в составлении претензий, проводит потребительские экспертизы, которые помогают в досудебном порядке урегулировать отношения между потребителями и торгующими организациями. В 2018 году было проведено более 1300 экспертиз, из них более 300 потребительских экспертиз.
На муниципальном уровне в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
В муниципальных образованиях Алтайского края самостоятельные подразделения в структуре органов местного самоуправления отсутствуют. Работа с потребителями осуществляется отдельными должностными лицами администраций муниципальных образований, курирующими в том числе другие направления деятельности. При администрации г. Бийска существует самостоятельное подразделение "Сектор по защите прав потребителей правового управления администрации города Бийска".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 28.12.2021 N 493)
Взаимодействие органов местного самоуправления с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией в целях определения приоритетных направлений в работе по защите прав потребителей, в том числе при ежегодном планировании надзорных мероприятий; повышение потребительской грамотности жителей; участие в работе совещаний, семинаров и иных мероприятий с обсуждением актуальных вопросов защиты прав потребителей.
Активное участие в проведении мероприятий по повышению правовой грамотности различных категорий потребителей принимают общественные организации в сфере защиты прав потребителей края. Также общественные организации оказывают правовую поддержку населению, действуя в рамках полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно обращаются в защиту интересов потребителей на основании письменного обращения в судебные органы.