Анализ деятельности рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края за последнее десятилетие показывает, что в рыбохозяйственном комплексе Краснодарского края постоянно происходили крупные социально-экономические преобразования, в силу которых под воздействием внешних и внутренних факторов изменялись формы экономики и организации производства, динамика развития рыболовства и рыбоводства.
Площадь водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края и потенциально пригодных для товарного рыбоводства, включает порядка 10 тыс. га прудовых площадей специализированных рыбоводных хозяйств и более 32 тыс. га русловых водоемов. Площади питомников для выращивания рыбопосадочного материала составляют 3,5 тыс. га. Для целей рыбоводства можно также использовать более 90 тыс. га лиманов, пригодных для пастбищного выращивания рыбы.
Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения Краснодарского края с 1990 года сократилось в 1,6 раза и составляет в настоящее время около 10 кг рыбной продукции в год, что более чем в 2 раза меньше физиологической нормы. Рыбная продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкой платежеспособности населения.
В настоящее время на территории Краснодарского края деятельность в сфере товарного рыбоводства осуществляют более 15 крупных специализированных полносистемных прудовых и более 500 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Производство товарной рыбы хозяйствующими субъектами в Краснодарском крае в 2005 году составляло 7,8 тыс. тонн. В последние годы в Краснодарском крае намечен рост производства товарной рыбы: в 2010 году этот показатель составил 9,8 тыс. тонн, в 2011 году - 11,8 тыс. тонн, в 2012 году - 13,9 тыс. тонн.
При этом себестоимость производства прудовой товарной рыбы ежегодно возрастает на фоне практически неизменной цены ее реализации. Основную долю производства и реализации товарной рыбы на рынках Краснодарского края составляют растительноядные виды рыб и карп.
В сфере рыболовства в последние двадцать лет наметилось резкое снижение количества как самих рыбодобывающих организаций Краснодарского края, так и объемов их производства.
В настоящее время на территории Краснодарского края деятельность по добыче водных биологических ресурсов (далее - биоресурсов) осуществляют 78 организаций различных форм собственности. В большинстве своем это организации, сформировавшиеся на базе ранее существовавших рыболовецких колхозов с численностью работающих 10 - 15 человек и сезонным режимом работы. Приватизация рыбохозяйственных организаций негативно сказалась на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыболовецких организаций. Определяющим фактором стало сокращение государственной поддержки.
Добыча водных биоресурсов организациями Краснодарского края в Азово-Черноморском рыбохозяйственном комплексе в 2012 году составила 18 тыс. тонн. Основную долю вылова при этом составляют так называемые мелкосельдевые виды рыб (тюлька, хамса, килька). В 2012 году вылов мелкосельдевых видов составил 13 тыс. тонн. При этом в 90-е годы прошлого века вылов доходил до 195 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн в океане. В настоящее время океанический промысел организациями Краснодарского края не ведется.
Практически полностью потеряли статус "рыбных" районов такие муниципальные образования Краснодарского края, как Ейский район, Приморско-Ахтарский район, город-курорт Геленджик, значительно снизили объемы добычи биоресурсов Щербиновский район, Славянский район, Темрюкский район, город-курорт Анапа и город Новороссийск. Из ранее действующих в Краснодарском крае четырех рыбоперерабатывающих заводов (Сочинский, Ейский, Приморско-Ахтарский, Темрюкский) суммарной мощностью 120 миллионов условных банок (МУБ) в настоящее время работают только два - Приморско-Ахтарский и Темрюкский. При этом работают нестабильно, с регулярными простоями.
Без реализации подпрограммы отрасль будет развиваться более медленными темпами и не обеспечит необходимый для Краснодарского края объем производства рыбной продукции. Таким образом, решение проблемы в требуемом объеме возможно только программно-целевым методом.
Управление рисками в рамках реализации подпрограммы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников.