ТИПОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА ЗА ИНТЕНСИВНОСТЬ, ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
N | Линии стимулирования педагога-психолога | Характеристика компетентности, эффективности деятельности | Показатели проявления компетентности, эффективности деятельности | Оценка проявления компетентности, эффективности деятельности педагога-психолога (выраженная в баллах) | ||
данный показатель не проявляется | данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данного показателя недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся | данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления показателя достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся | ||||
1. | Направления и методы организации психологического сопровождения образовательного процесса | Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия успешного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся | 1. Ведение необходимой документации: плана работы, журнала учета видов работы, итоговых заключений, статистических справок аналитического отчета | 0 | 1 | 2 |
2. Наличие в планировании работы основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (диагностического, коррекционно-развивающего, консультативно-просветительского, профилактического, методического) | 0 | 1 | 2 | |||
3. Признание профессионализма педагога-психолога обучающимися и их родителями (законными представителями) по результатам организованных образовательным учреждением социологических исследований (по результатам фокус-группы обучающихся, родителей (законных представителей) | 0 | 1 | 2 | |||
4. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с обучающимися коррекционно-развивающей и психопрофилактической работе. Оценка взаимодействия педагога-психолога с обучающимся (анкетирование) | 0 | 1 | 2 | |||
5. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с другими педагогическими работниками психологической работе (семинары, тренинги, сеансы релаксации). Оценка взаимодействия педагога-психолога с другими педагогическими работниками (анкетирование) | 0 | 1 | 2 | |||
6. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с родителями (законными представителями) психологической работе (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия педагога-психолога с родителями (законными представителями) (анкетирование) | 0 | 1 | 2 | |||
7. Организация психологического сопровождения адаптационного процесса. (Типовая схема психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся 1-х, 5-х классов) | 0 | 1 | 2 | |||
2. | Организация информационной основы деятельности | Современный уровень организации психологического сопровождения образовательного процесса вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации | 8. Отражение в планировании работы педагога-психолога использования современных информационных ресурсов (мультимедийные электронные издания, интернет-ресурсы и т.п.) | 0 | 1 | 2 |
9. Создание условий для поиска обучающимся дополнительной информации для решения задач личностного развития (на основе аспектного анализа проводимой работы) | 0 | 1 | 2 | |||
10. Использование ресурсов информационного пространства разного уровня | 0 | 1 | 2 | |||
3. | Объектно ориентированная компетентность педагога-психолога по оптимизации образовательной среды | Определение проблемных зон, связанных с: | 11. Участие педагога-психолога в разработке программ для обучающихся, родителей (законных представителей) и других педагогических работников, направленных на решение проблем школьной жизни | 0 | 1 | 2 |
12. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ на основе результатов диагностики. Эффективность программ, направленных на коррекцию и/или развитие соответствующей сферы обучающихся (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 | |||
13. Организация деятельности обучающихся в социально значимых проектах: | 0 | 1 | 2 | |||
14. Организация кружков социально-психологической направленности | 0 | 1 | 2 | |||
15. Организация психологической работы в рамках тематических месячников (план мероприятий) | 0 | 1 | 2 | |||
4. | Субъектно ориентированная компетентность в установлении контактов с родителями (законными представителями) и общественностью | Данная компетентность позволит привлечь родителей (законных представителей) и представителей общественности к совместному формированию критериев качества воспитания, конкретизировать социальный заказ общества образовательной организации; сделать образовательную организацию инвестиционно привлекательной | 16. Оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся (типовые схемы консультирования по результатам диагностики, карты консультативного приема, методические материалы) | 0 | 1 | 2 |
17. Степень влияния деятельности педагога-психолога на позитивные результаты работы образовательной организации, отраженные в публичном докладе | 0 | 1 | 2 | |||
18. Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет образовательной организации среди общественности | 0 | 1 | 2 | |||
19. Система взаимодействия с представителями социума, PR-кампании результатов профессиональной деятельности, в том числе отражение деятельности в средствах массовой информации | 0 | 1 | 2 | |||
5. | Разработка программ (факультативов, элективных курсов, коррекционно-развивающих программ) | Компетентность в разработке обучающих и развивающих программ позволяет эффективно осуществлять процесс формирования и развития психологической культуры обучающихся, в том числе с детьми из социально неблагополучных семей и детьми, находящимися в социально опасном положении | 20. Степень востребованности, разработанных педагогом-психологом программ в образовательной организации, муниципальной и региональной образовательной сети | 0 | 1 | 2 |
21. Наличие персонально разработанных программ для элективного курса, факультатива | 0 | 1 | 2 | |||
22. Наличие персонально разработанной программы для психологического кружка | 0 | 1 | 2 | |||
23. Наличие персонально разработанной программы для родительского клуба | 0 | 1 | 2 | |||
24. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети; дети из социально неблагополучных семей; дети, находящиеся в социально опасном положении). Эффективность программ, направленных на разрешение личных проблем обучающегося (итоговая диагностика) | 0 | 1 | 2 | |||
6. | Владение современными технологиями (информационные, имитационного моделирования, проектирования и т.п.) | Позволяет осуществить компетентностный подход в образовательном процессе, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненного, профессионального самоопределения | 25. Применение и использование современных психодиагностических методик (компьютера, возможностей Интернета и т.д.) | 0 | 1 | 2 |
26. Применение в процессе оказания психологической помощи разнообразных технологий | 0 | 1 | 2 | |||
7. | Профессионально-личностное совершенствование | Обеспечивает творческий подход и постоянный профессиональный рост. Появление новых технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии | 27. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период) | 0 | 1 | 2 |
28. Участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях и др., кроме профсоюза) | 0 | 1 | 2 | |||
29. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях | 0 | 1 | 2 | |||
30. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов | 0 | 1 | 2 | |||
31. Размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д. | 0 | 1 | 2 | |||
32. Участие педагога-психолога в проектах, реализуемых образовательным учреждением | 0 | 1 | 2 | |||
33. Наличие системы самообразования (повышение квалификации по актуальным проблемам профессиональной деятельности) | 0 | 1 | 2 | |||
34. Наличие публикаций в специализированных изданиях местного значения (газеты, журналы) | 0 | 1 | 2 | |||
35. Наличие публикаций в специализированных изданиях педагогической печати региона, России, зарубежья | 0 | 1 | 2 | |||
36. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым специалистам | 0 | 1 | 2 | |||
8. | Креативная компетентность педагога-психолога | Для оценки этого направления следует учесть, насколько педагог-психолог отличается поиском и внедрением в практику новых идей, новых способов решения профессиональных задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации | 37. Работа над собственным психолого-педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация) | 0 | 1 | 2 |
38. Активное участие в опытно-экспериментальной работе образовательной организации | 0 | 1 | 2 | |||
39. Наличие своих технологических "находок", авторской школы, оформленных в виде учебно-методических, методических пособий, рекомендаций, технологического описания и др. | 0 | 1 | 2 | |||
40. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в образовательной организации | 0 | 1 | 2 | |||
9. | Компетентность в субъект - субъектных условиях деятельности | Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации психологического сопровождения образовательного процесса | 41. Проведение диагностики индивидуальных особенностей обучающихся, оформленных в виде аналитических материалов, рекомендаций для родителей (законных представителей), разработка индивидуальных развивающих программ | 0 | 1 | 2 |
42. Использование результатов диагностики индивидуальных особенностей обучающихся в процессе создания алгоритма деятельности с учителями для построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося с особыми образовательными потребностями | 0 | 1 | 2 | |||
43. Эффективное применение новых методов и приемов профориентационной работы (анкета готовности к выбору профессии) | 0 | 1 | 2 | |||
44. Помощь в формировании и развитии ученических групп. Анализ и коррекция межличностных отношений в классных коллективах (социометрические исследования, программы формирования и развития группы) | 0 | 1 | 2 | |||
45. Гармонизация детско-родительских отношений (родительские собрания, подготовка рекомендаций для родителей (законных представителей), другие формы взаимодействия с родителями (законными представителями). Работа с социально неблагополучными семьями | 0 | 1 | 2 | |||
10. | Организация здоровьесберегающих условий воспитательного процесса | Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества воспитания - создание условий для сохранения физического, психологического и социального здоровья всех участников воспитательного процесса | 46. Наличие системы работы по сохранению и восстановлению психологического и социального здоровья обучающихся, в том числе из социально неблагополучных семей, педагогов | 0 | 1 | 2 |
47. Психологическое сопровождение работы образовательного учреждения, направленной на профилактику вредных привычек у обучающихся (работа волонтерских групп) | 0 | 1 | 2 | |||
48. Гармонизация взаимодействия в системе "учитель - ученик" (выступление на педагогических советах, собраниях, подготовка рекомендаций для других педагогических работников и использование других форм взаимодействия с ними) | 0 | 1 | 2 | |||
49. Психопрофилактическая работа по снижению уровня эмоционального выгорания у педагогических работников (результаты психологической диагностики по эмоциональному сгоранию среди педагогических работников образовательного учреждения) | 0 | 1 | 2 | |||
50. Участие в работе школьной службы примирения | 0 | 1 | 2 |
Заместитель начальника отдела
дошкольного и общего образования
Л.А.ЯРОСЛАВЦЕВА