SWOT-анализ торгового сектора экономики Воронежской области
Сильные стороны | Возможности |
Является лидером в макрорегионе (Центральном федеральном округе) по показателям развития торговли и производства пищевой продукции. Широкая сеть торговых объектов. Значительное количество местных производителей продукции для реализации (в первую очередь пищевой продукции). Наличие специализированных образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных кадров | Стабильно растущий потребительский спрос. Благоприятный макроэкономический фон для развития инфраструктуры и увеличения инвестиционных вложений. Применение передовых технологий, использование современного оборудования и прогрессивных форм торговли, учета движения товаров и расчетов с покупателями. Создание условий для легализации деятельности предприятий и снижения размера "теневого" рынка. Рост товарооборота в расчете на душу населения области |
Наличие территориальных диспропорций по уровню обеспеченности торговой площадью. Отсутствие "раскрученных" брендов пищевой продукции местных товаропроизводителей межрегионального значения. Трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения. Невысокий уровень официальной заработной платы на предприятиях отрасли (на уровне 80% от средней экономики области) | Отсутствие четкой государственной политики по стимулированию процедур сертификации продукции и внедрения менеджмента качества, активизации процессов продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внешние рынки. Высокая зависимость от импорта по непродовольственным товарам. Усиление зависимости от импорта по продовольственным товарам в условиях снижения конкурентоспособности отечественных (в т.ч. региональных) товаропроизводителей. Значительное количество непродовольственных товаров низкого качества, поступающих на потребительский рынок области и изымаемых из оборота Управлением Роспотребнадзора |
Реализация мероприятий по созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности позволит обеспечить дальнейшее формирование устойчивой конкурентной среды в сфере розничной торговли. Особая роль в этом процессе принадлежит потребительской кооперации.
Потребительская кооперация, обладающая многолетним опытом и большим трудовым потенциалом, органично интегрирована в экономические, социальные, культурные и иные процессы, происходящие в сельской местности.
Расширение и активизация деятельности потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки является наиболее реальным и наименее затратным вариантом решения накопившихся проблем и обеспечения позитивных перемен в жизни села.
Расширение объемов закупок и переработки сельскохозяйственной продукции сдерживается из-за отсутствия гарантированных рынков сбыта, отсутствия льготных кредитов на закупку сельскохозяйственной продукции, модернизацию материально-технической базы заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, а также из-за значительных поставок на потребительский рынок области импортного продовольствия.
Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства потребительской кооперации занимает производство хлеба и хлебобулочных изделий - 62%. Организации потребительской кооперации являются основными поставщиками этой продукции жителям муниципальных районов области.
Все производственные цеха нуждаются в модернизации, реконструкции.
Ввиду отсутствия свободных финансовых средств у организаций потребительской кооперации обновление производственных фондов, внедрение новых энергосберегающих и инновационных технологий проводятся медленными темпами. Модернизация и реконструкция производства проводятся за счет собственных средств организаций потребительской кооперации в минимальных объемах, так как кредиты недоступны.
Кроме того, низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в кредит многодетным семьям и пенсионерам, систематически образующаяся задолженность предприятий социальной сферы за поставленные продукты и предоставленные услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. В эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению.
Ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, недостаточный объем собственных оборотных средств организаций потребительской кооперации не позволяют проводить своевременное обновление и модернизацию основных средств, приводят к снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания населения, сдерживают развитие закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяют обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей.
Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода и целевой государственной поддержки потребительской кооперации.
Развитие потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки обладает всеми предпосылками для решения социальных и экономических проблем села и может стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.
Необходимость развития потребительской кооперации области продиктована тем, что она имеет потенциальные конкурентные преимущества: многолетний опыт работы на потребительском рынке, достаточно высокий кадровый потенциал, сложившиеся на протяжении многих лет коммерческие связи, развитую материально-техническую базу, определенный имидж социально ориентированной системы. Актуальная задача - задействовать эти преимущества в практике хозяйственной деятельности. Это будет способствовать увеличению уровня занятости и доходов населения, проживающего в сельской местности, и улучшению социально-экономической ситуации в области в целом.
Осуществление государственной политики в сфере торговли и услуг предусматривает дальнейшее развитие отраслевой инфраструктуры, достижение реальных результатов в формировании эффективной конкурентной среды, способствующей повышению качества, безопасности и обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий населения.
Реальный объем оборота розничной торговли в 2020 году возрастет к уровню 2013 года в 1,5 раза. Ежегодные темпы роста товарооборота при условии замедления инфляционных процессов и росте доходов населения будут в среднем составлять: за 2015 год - 106,6%, за 2016 - 2020 годы - 107%.
Годовой объем товарооборота на душу населения увеличится со 158 тыс. рублей в 2013 году до 237 тыс. рублей в 2020 году.