Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (с изменениями на: 09.12.2015)

Таблица 1


 SWOT-анализ торгового сектора экономики Воронежской области

Сильные стороны

Возможности

Является лидером в макрорегионе (Центральном федеральном округе) по показателям развития торговли и производства пищевой продукции. Широкая сеть торговых объектов. Значительное количество местных производителей продукции для реализации (в первую очередь пищевой продукции). Наличие специализированных образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных кадров

Стабильно растущий потребительский спрос. Благоприятный макроэкономический фон для развития инфраструктуры и увеличения инвестиционных вложений. Применение передовых технологий, использование современного оборудования и прогрессивных форм торговли, учета движения товаров и расчетов с покупателями. Создание условий для легализации деятельности предприятий и снижения размера "теневого" рынка. Рост товарооборота в расчете на душу населения области

Наличие территориальных диспропорций по уровню обеспеченности торговой площадью. Отсутствие "раскрученных" брендов пищевой продукции местных товаропроизводителей межрегионального значения. Трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения. Невысокий уровень официальной заработной платы на предприятиях отрасли (на уровне 80% от средней экономики области)

Отсутствие четкой государственной политики по стимулированию процедур сертификации продукции и внедрения менеджмента качества, активизации процессов продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внешние рынки. Высокая зависимость от импорта по непродовольственным товарам. Усиление зависимости от импорта по продовольственным товарам в условиях снижения конкурентоспособности отечественных (в т.ч. региональных) товаропроизводителей. Значительное количество непродовольственных товаров низкого качества, поступающих на потребительский рынок области и изымаемых из оборота Управлением Роспотребнадзора


Реализация мероприятий по созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности позволит обеспечить дальнейшее формирование устойчивой конкурентной среды в сфере розничной торговли. Особая роль в этом процессе принадлежит потребительской кооперации.

Потребительская кооперация, обладающая многолетним опытом и большим трудовым потенциалом, органично интегрирована в экономические, социальные, культурные и иные процессы, происходящие в сельской местности.

Расширение и активизация деятельности потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки является наиболее реальным и наименее затратным вариантом решения накопившихся проблем и обеспечения позитивных перемен в жизни села.

Расширение объемов закупок и переработки сельскохозяйственной продукции сдерживается из-за отсутствия гарантированных рынков сбыта, отсутствия льготных кредитов на закупку сельскохозяйственной продукции, модернизацию материально-технической базы заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, а также из-за значительных поставок на потребительский рынок области импортного продовольствия.

Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства потребительской кооперации занимает производство хлеба и хлебобулочных изделий - 62%. Организации потребительской кооперации являются основными поставщиками этой продукции жителям муниципальных районов области.

Все производственные цеха нуждаются в модернизации, реконструкции.

Ввиду отсутствия свободных финансовых средств у организаций потребительской кооперации обновление производственных фондов, внедрение новых энергосберегающих и инновационных технологий проводятся медленными темпами. Модернизация и реконструкция производства проводятся за счет собственных средств организаций потребительской кооперации в минимальных объемах, так как кредиты недоступны.

Кроме того, низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в кредит многодетным семьям и пенсионерам, систематически образующаяся задолженность предприятий социальной сферы за поставленные продукты и предоставленные услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. В эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению.

Ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, недостаточный объем собственных оборотных средств организаций потребительской кооперации не позволяют проводить своевременное обновление и модернизацию основных средств, приводят к снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания населения, сдерживают развитие закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяют обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей.

Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода и целевой государственной поддержки потребительской кооперации.

Развитие потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки обладает всеми предпосылками для решения социальных и экономических проблем села и может стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.

Необходимость развития потребительской кооперации области продиктована тем, что она имеет потенциальные конкурентные преимущества: многолетний опыт работы на потребительском рынке, достаточно высокий кадровый потенциал, сложившиеся на протяжении многих лет коммерческие связи, развитую материально-техническую базу, определенный имидж социально ориентированной системы. Актуальная задача - задействовать эти преимущества в практике хозяйственной деятельности. Это будет способствовать увеличению уровня занятости и доходов населения, проживающего в сельской местности, и улучшению социально-экономической ситуации в области в целом.

Осуществление государственной политики в сфере торговли и услуг предусматривает дальнейшее развитие отраслевой инфраструктуры, достижение реальных результатов в формировании эффективной конкурентной среды, способствующей повышению качества, безопасности и обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий населения.

Реальный объем оборота розничной торговли в 2020 году возрастет к уровню 2013 года в 1,5 раза. Ежегодные темпы роста товарооборота при условии замедления инфляционных процессов и росте доходов населения будут в среднем составлять: за 2015 год - 106,6%, за 2016 - 2020 годы - 107%.

Годовой объем товарооборота на душу населения увеличится со 158 тыс. рублей в 2013 году до 237 тыс. рублей в 2020 году.