Можно выделить основные группы рисков реализации государственной программы: глобальные, финансовые, техногенные и экологические, коммерческие, социальные, непредвиденные.
Глобальные риски. В силу циклического характера развития в настоящее время мировая экономика проходит фазу замедления. Сокращение глобального спроса, одновременное срабатывание системных рисков в крупнейших экономиках мира могут значительно ухудшить в среднесрочном горизонте ситуацию на товарных рынках. Сохранение тенденций по снижению темпов роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции или чрезмерное укрепление курса национальной валюты, вероятность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации государственной программы.
Финансовые риски в основном обусловлены следующими факторами:
- неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных предприятий (низкая прибыльность или убыточность текущего производства);
- высокой финансовой нагрузкой на промышленные предприятия (практически все предприятия на данный момент закредитованы);
- продолжительными сроками окупаемости инвестиций;
- сокращением объемов финансирования мероприятий государственной программы в связи с необходимостью перераспределения средств областного бюджета на другие статьи расходов.
Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов в промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.
Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на промышленную продукцию. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски "позднего вывода" нового продукта на рынок.
Социальные риски. Решение задач государственной программы, с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса, а с другой - реструктуризация и модернизация промышленных производств неизбежно приведет к сокращению занятых на отдельных промышленных предприятиях и связанному с этим возможному возникновению социальной напряженности.
Следует отметить, что в целом данная государственная программа имеет субсидиарный характер, таким образом, в большинстве случаев управление перечисленными рисками будет реализовано через гибкий механизм координации программных инструментов и управленческих решений предприятий, вовлеченных в реализацию программных мероприятий. Так, например, ухудшение конъюнктуры на рынках и сокращение потребности предприятий в ресурсах для развития производства приведет к сокращению объемов субсидий, но в целом не скажется на качестве реализации других мероприятий государственной программы.
Непредвиденные риски. Связаны, в первую очередь, с возможными природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения.
В целях управления рисками реализации государственной программы будет проводиться ряд мероприятий:
- целевое управление проектами;
- контроль за реализацией мероприятий и их финансированием;
- проведение аудита отдельных мероприятий государственной программы;
- осуществление своевременных корректировок мероприятий и показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм, при корректировке средств областного бюджета на реализацию государственной программы;
- применение мер по координации деятельности участников государственной программы, таких как правовое регулирование, проведение совещаний, согласительные процедуры, методическое сопровождение;
- выбор исполнителей мероприятий государственной программы в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- использование механизма подписания соглашений (договоров об осуществлении инвестиционной деятельности);
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников департамента промышленности Воронежской области и департамента предпринимательства и торговли Воронежской области.
(в ред. постановлений правительства Воронежской области от 15.08.2014 N 739, от 24.07.2015 N 621)