SWOT-анализ текущего состояния системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия)
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W) |
Относительно высокий темп роста рынка труда - потребителя кадров разного уровня квалификации. Позиционирование республики как центра опережающего развития для технологического, миграционного и финансового притяжения, использование транспортно - транзитного потенциала. Наличие системы государственных образовательных организаций для обеспечения непрерывного образования. | Нерациональная организация сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Доступность высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности СПО, и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием. |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W) |
Реализация социального партнерства. Продвижение профильных для республики типов профессионального образования, дальнейшее развитие высокоуровневой системы образования. Наличие механизмов целевого обучения в образовательных организациях федерального значения. Использование возможностей высокого научно - образовательного и культурного потенциала. Уникальные природные условия как потенциал развития туризма. | Сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях и умениях. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям. Неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально - технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий. Низкая инвестиционная привлекательность имеющейся системы профессионального образования. Прерывистый (очаговый) характер размещения производства. Низкий уровень адаптации социума к рыночной среде, недостаточно высокая производительность труда. Недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования и невысокий уровень оплаты труда. |
ВОЗМОЖНОСТИ (О) | УГРОЗЫ (Т) |
Создание образовательно-научно - производственных кластеров. Усиление академической и трудовой мобильности. Обеспечение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Развитие обратной связи для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Развитие корпоративных систем подготовки кадров. | Увеличение сроков проектирования и реализации инвестиционных проектов на территории республики. Отсутствие общероссийской системы оценки качества образования. Устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий. Инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.). |
ВОЗМОЖНОСТИ (О) | УГРОЗЫ (Т) |
Развитие региональной системы компетенции и квалификаций. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы образования. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. | Экономические кризисы и угроза безработицы. Негативные демографические тенденции. Фрагментарность и нескоординированность действий, отсутствие системного подхода при продвижении государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Отсутствие системного подхода в реализации новых организационно - экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию. |