В целях решения проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2011 - 2013 годах реализовались мероприятия долгосрочной краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 года N 400 (далее также - ДКЦП).
С 2010 года по 2012 год количество отдыхающих в Краснодарском крае возросло на 6,6% и составило в 2012 году свыше 11,3 млн. человек.
Общий объем услуг (доходов) санаторного и туристского комплекса за 2 года увеличился с 54,5 млрд. рублей до 62,8 млрд. рублей. Темп роста составил 115,2%.
Объем налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в 2012 году составил 4,3 млрд. рублей, что на 6,9% больше, чем в 2010 году.
В 2010 году в крае функционировало 1355 предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса (по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат). В 2012 году их количество возросло до 1583, темп роста составил 116,8%. Увеличение количества средств размещения на территории Краснодарского края произошло в основном за счет строительства и постановки на статистический и налоговый учет малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги размещения: гостевых домов, частных гостиниц.
В рамках реализации ДКЦП проведены мероприятия по активному продвижению курортно-рекреационного потенциала и туристских возможностей Краснодарского края с применением рекламы, информационных и коммуникационных технологий.
В период межсезонья в 2011 и 2012 годах проводилась акция "Семь дней в копилку здоровья", предусматривающая продвижение кратковременных оздоровительных туров в период межсезонья с целью популяризации лечебных услуг санаторно-курортного комплекса Краснодарского края.
Популяризация лечебных возможностей Краснодарского края позволила дополнительно привлечь в курортные организации Краснодарского края на лечение и оздоровление почти 2 млн. граждан, из них более 350 тыс. детей.
В целях содействия повышению престижа профессий, способствующих формированию благоприятного имиджа здравниц, расположенных на территории Краснодарского края, и рекламно-информационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта, стимулирования организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края проводится ежегодный конкурс лидеров туристской индустрии "Курортный Олимп".
Важным аспектом стратегического развития отрасли является проведение научных, статистических и других исследований. Проведение исследований позволяет определить проблемные вопросы в развитии отрасли (в том числе объективно оценить качество предоставляемых средствами размещения Краснодарского края услуг, определить потребность предприятий в профессиональных кадрах, усовершенствовать методику расчета туристского потока на курорты Краснодарского края и т.д.).
В целях обеспечения рационального использования природно-рекреационных и лечебных ресурсов, а также установления соответствующего режима хозяйственной деятельности на территории курортов Краснодарского края в рамках ДКЦП был реализован ряд мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации на курортах Краснодарского края, в том числе проведены комплексные экологические исследования, а также разработаны проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов местного и краевого значения, в установленном порядке определены их границы и режим.
В целях градостроительного планирования развития курортных территорий в 2011 - 2012 годах были разработаны генеральные планы Мезмайского и Нижегородского сельских поселений Апшеронского района, а также произведена подготовка генерального плана городского округа города-курорта Геленджик.
Начата работа по формированию на территории Краснодарского края туристских кластеров, планируемых к созданию в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644. Одним из первоочередных вопросов по данному направлению является подготовка проектов планировок, проектов межевания территорий создаваемых туристских кластеров в Краснодарском крае. Реализация мероприятия по подготовке проектов планировок начата в 2012 году.
В то же время остается нерешенными ряд вопросов, сдерживающих темпы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края:
недостаточность инвестиций в улучшение экологии курортов Краснодарского края и благоустройство пляжных территорий;
недостаточная эффективность использования уникальных природных лечебных и туристских ресурсов;
недостаточное количество проведенных исследований состояния экологической обстановки на курортах Краснодарского края;
недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе;
сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
отсутствие соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры.
Развитие пляжных территорий является одной из наиболее острых проблем в отрасли. Структуры, занимающиеся берегозащитой, а также строительством и содержанием гидротехнических сооружений, пляжной инфраструктуры (находящейся сейчас в федеральной собственности) с конца 70-х годов XX века каких-либо серьезных вложений не производили. Пляжи и буны во многих местах разрушены, а в Туапсинском районе на значительном протяжении береговой полосы наблюдается очень сильная эрозия, угрожающая нескольким населенным пунктам. В Темрюкском, Славянском и Щербиновском районах нагонной волной разрушается до 5 метров суши ежегодно.
Система водоснабжения также не может в полной мере и круглосуточно обеспечивать питьевой водой объекты санаторно-курортного и туристского комплекса. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в городе-курорте Анапа, Туапсинском районе (Бухта Инал) и в иных муниципальных образованиях Краснодарского края.
Усложнена дорожная ситуация на территории региона, что также влияет на качество отдыха гостей и жителей региона. Если перегрузки дорожной сети отдельных территорий ранее наблюдались только в летний период, то в настоящий момент этот процесс принял круглогодичный и системный характер.
Необходимы реконструкция существующих и строительство нескольких новых дорог, которые серьезным образом смогут разгрузить дорожную сеть Азово-Черноморского побережья. Кроме того, необходимо строительство дорог, ведущих в отдаленные и в настоящее время труднодоступные рекреационные зоны Краснодарского края.
Для улучшения качества отдыха граждан на курортах Краснодарского края и содействия снижению нагрузки на малый бизнес в части обеспечения их соответствующей инфраструктурой требуется ускорить темпы газификации и электрификации курортных территорий края.
Решение вышеобозначенных проблем требует применения программного метода по ряду объективных причин:
многообразие, сложность и масштабность задач по созданию благоприятных условий для развития отрасли и сохранения природных лечебных ресурсов;
необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;