Подпрограмма 8. "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"
Одним из направлений оказания государственной помощи населению Чувашской Республики является предоставление социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.
В рамках федеральной программы "7 высокозатратных нозологий" доступность лекарственной помощи обеспечивается своевременной актуализацией Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в котором на сегодняшний день состоят 778 человек, из них 67,8% нуждаются в получении лекарственных препаратов. В 2012 году выписано 5162 рецепта на сумму свыше 260 млн. рублей, что на 6,5% больше, чем в 2011 году. Уровень обеспеченности лекарственными препаратами составил 99,9% (в 2011 г. - 99,7%), средняя стоимость рецепта возросла на 1,5% и составила 48 тыс. рублей.
В 2013 году численность лиц, сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках набора социальных услуг, сократилась на 1,3%, в то время как в 2012 году - на 7%. Стабилизации ситуации в первую очередь способствовала информационная работа врачей первичного звена, особенно в сельских населенных пунктах, а также ряд мероприятий по реализации программы ОНЛП - адресное лекарственное обеспечение жителей удаленных районов сельской местности, граждан пожилого возраста, лиц, страдающих хроническими затяжными заболеваниями, и лиц с ограниченной мобильностью.
В рамках базовой программы ОНЛП в 2012 году в регистр лиц, сохранивших право на государственную социальную помощь, включено 29679 человек, уровень обеспеченности лекарственными препаратами составил 99,7%.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" количество пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, составило в 2012 году 104220 человек. Уровень обеспеченности лекарственными препаратами льготных категорий граждан в 2012 году составил 99,2% (в 2011 г. - 98%), средняя стоимость рецепта возросла на 4,6% и составила 598 рублей.
На реализацию подпрограммы 8 ежегодно предусматриваются средства в сумме 108,2 млн. рублей (прирост объема финансирования в 2013 - 2016 годах к уровню 2012 года составляет 23%).
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.02.2014 N 43)
Для эффективного управления товарными потоками лекарственных препаратов от момента выписки рецепта до момента получения пациентом лекарственного препарата в 2012 году внедрена медицинская информационная система, позволяющая персонифицировать процесс формирования потребности в лекарствах и полностью автоматизировать логистику реализации льготных программ лекарственного обеспечения. Модуль по формированию персонифицированной заявки на лекарственные препараты в соответствии с утвержденным перечнем функционирует в республиканской медицинской информационной системе "Статистика" с октября 2012 года.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.05.2016 N 202)
Государственные гарантии не в полной мере покрывают потребности всех категорий населения в лекарственных средствах при оказании медицинской помощи, в первую очередь в амбулаторных условиях. Сохраняется недофинансирование расходов на обеспечение лекарственными средствами в Российской Федерации, что снижает доступность современных препаратов для населения.
Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением, следует отметить:
случаи нерациональных и неэффективных лекарственных назначений, не соответствующих общепринятым мировым стандартам диагностики и лечения, безответственного применения лекарственных препаратов без медицинских показаний;
недостаточно развитую систему профилактики и ранней диагностики заболеваний или лечения заболеваний на ранней стадии для предотвращения развития тяжелых осложнений, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;
отсутствие системы прогнозирования развития заболеваний и их осложнений.