Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития региона, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием Иркутской области в 2010 году распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июля 2010 года N 34-р была утверждена Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция), которая входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Концепция сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, федеральных отраслевых стратегий, учитывает положения проектов стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока и Прибайкалья на период до 2025 года и социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
Система долгосрочных приоритетов, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития Иркутской области, представленная в этом документе, обеспечила возможность принятия скоординированных долгосрочных стратегий и программ развития региона в целом и отдельных секторов экономики.
Кроме того, заданные указанной Концепцией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных и краткосрочных прогнозов, среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития.
Описание основных мероприятий и задач по основным отраслям экономики и социальным сферам представлено в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - ПСЭР), утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ.
В то же время на региональном уровне отмечается недостаточное использование программно-целевых подходов в достижении стратегических целей и приоритетов государственной политики (в частности, менее 24% расходов областного бюджета распределены по программному принципу, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов).
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием Иркутской области в целом, а также в отдельных отраслях и секторах экономики повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития региона.
Правительством Иркутской области реализуется проект по созданию системы управления регионом, ориентированной на результат. В 2013 году осуществляется построение новой системы целеполагания области, предусматривающей переход на "программный бюджет" (задача Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28 июня 2012 года "О Бюджетной политике в 2013 - 2015 годах").
Правительство Иркутской области ставит перед собой задачу перевести не менее 90% расходов областного бюджета в программную часть.
Внедрение системы позволит выстроить вертикаль стратегических целей региона с целями и задачами субъектов бюджетного планирования, показателями достижения результатов и объемом расходов бюджета, реализовывать эффективно ПСЭР, а также выбирать наиболее эффективные направления расходования бюджетных средств, обеспечивает оценку степени достижения запланированных результатов и их качества.
Данное техническое решение позволит полностью обеспечить взаимосвязь показателей среднесрочного социально-экономического развития Иркутской области с бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.
Новшество следующего бюджетного цикла (2014 - 2016 годы) представляет собой комплексную систему повышения эффективности планирования бюджетных расходов с учетом новой автоматизированной системы бюджетирования "Бюджетная Информационная Система среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат" (далее - "БИС-СБОР").
Развитие механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, позволит обеспечить четкую взаимосвязь между приоритетами государственной политики, результатами деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение.
Кроме того, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного процесса в Иркутской области начиная с 2014 года предусматривается обеспечение координации стратегического и бюджетного планирования посредством разработки и реализации государственных программ Иркутской области.
Задачи повышения качества жизни населения области, роста региональной экономики и обеспечения безопасности будут реализованы за счет 15 государственных программ Иркутской области.
Активное формирование и использование инструмента государственных программ Иркутской области создаст предпосылки для решения наиболее сложной и актуальной проблемы государственного стратегического управления, заключающейся в отсутствии понятной и прозрачной связи бюджетного планирования в рамках бюджетного процесса с государственным стратегическим планированием. Как следствие, приоритетность государственных расходов, их динамика не в полной мере соответствуют долгосрочным целям социально-экономического развития региона, а процесс принятия бюджетных решений не носит системного стратегического характера.
Государственные программы Иркутской области призваны решить и другую важную проблему в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием региона, связанную с отсутствием взаимосвязи мер государственного регулирования в различных секторах экономики и в социальной сфере, с реализацией государственных функций и государственных услуг, инвестиционных программ и проектов, направленных на общие цели развития. Недостаточная координация данных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области снижает эффективность бюджетных расходов, не позволяет в полной мере учесть вклад государственного регулирования в достижение стратегических целей, не позволяет полностью задействовать потенциал всех имеющихся ресурсов (в том числе, подведомственных организаций) для решения приоритетных задач.
Внедрение государственных программ Иркутской области позволит повысить эффективность государственного регулирования, исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, межведомственной и межуровневой координации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, расширить возможности по использованию потенциала государственных учреждений, предприятий с государственным участием, негосударственных организаций в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития Иркутской области.
Совершенствование существующих механизмов управления экономическим развитием позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития Иркутской области, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Иркутской области в целом, а также отдельных секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям.
Важным направлением расширения использования программно-целевых методов является дальнейшее совершенствование процедур подготовки, реализации и оценки эффективности государственных программ Иркутской области и механизмов осуществления бюджетных инвестиций.
В рамках реализации государственной программы будет осуществлена разработка нормативной правовой базы, направленной на реализацию проекта внедрения в исполнительные органы государственной власти Иркутской области системы управления регионом, ориентированной на результат, а также совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы внедрения программно-целевых методов управления.
Проведенная работа и предпринимаемые в настоящее время действия позволят в очередном бюджетном цикле обеспечить повышение эффективности расходов Иркутской области, направляемых на реализацию государственных программ Иркутской области, повысить перспективы применения механизмов ведомственных целевых программ Иркутской области.