Необходимость решения вопросов по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей Волгоградской области услугами организаций культуры вызвана слабой материально-технической базой учреждений и отставанием условий обслуживания населения услугами в сферы культуры от современных стандартов. Все это указывает на необходимость принятия срочных мер по техническому переоснащению учреждений культуры Волгоградской области.
Сохранение единого культурного пространства в Волгоградской области, налаживание на новой основе культурных связей, диалога национальных культур, поддержки традиционной народной культуры зависит от обеспеченности учреждений культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки одаренных детей и творческой молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данной категории населения в сфере культуры ограничены недостаточным оснащением специализированным оборудованием (музыкальные инструменты, сценические костюмы и другие средства) организаций, предоставляющих культурно-досуговые услуги.
Около 20 процентов учреждений культуры и искусства Волгоградской области нуждается в капитальном ремонте, 2 процента из них находятся в аварийном состоянии.
В связи с неудовлетворительным состоянием многих помещений учреждений культуры и кинематографии, отсутствием в них высококачественной звуковой, световой, киновидеопроекционной аппаратуры, музыкальных инструментов не удается создать комфортные условия для посетителей.
Решение актуальных проблем развития культуры в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов требует использования программного планирования важнейших направлений развития культуры, которое позволит:
сформировать комплекс мероприятий по решению проблем в сфере культуры региона, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках государственной программы;
реализовать на практике систему государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, определенную Законом Волгоградской области от 14 июля 2008 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области";
объединить усилия государственных и муниципальных структур в решении задач культурного развития региона.
В условиях финансирования учреждений культуры из местных бюджетов основным механизмом поддержки муниципальной культуры являются государственные программы, в рамках которых осуществляется строительство и реконструкция объектов культуры, модернизация материально-технической базы учреждений культуры, проведение капитальных ремонтов зданий, приобретение необходимого имущества (оборудования).
Использование программно-целевого метода позволит путем конкурсного отбора поддержать и профинансировать муниципальные учреждения культуры, а также учреждения, непосредственно работающие с детьми.
Государственная программа предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие сферы культуры, создание оптимальных условий для развития учреждений культуры и искусства, организацию досуга населения путем поддержки этих учреждений, направленной на укрепление материально-технической базы объектов культуры, на повышение эффективности их деятельности, что окажет позитивное воздействие на духовное, культурное, моральное состояние общества, консолидирует общество для успешного решения важнейших задач экономического и социального развития.
Реализацию государственной программы можно рассматривать как инвестиции в людей, проживающих на территории Волгоградской области, которые обеспечат в дальнейшем устойчивое развитие региона.
Рисками реализации государственной программы являются:
недофинансирование или прекращение финансирования мероприятий государственной программы;
рост инфляции, ухудшение макроэкономических показателей развития экономики Волгоградской области и, как следствие, рост цен на закупаемые товары, уменьшение объема бюджетных ассигнований, утвержденных министерству культуры Волгоградской области законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
изменения федеральной нормативной правовой базы, влекущие негативные последствия для реализации мероприятий государственной программы.
В целях минимизации рисков в процессе реализации государственной программы предусматривается:
осуществление эффективного управления;
мониторинг выполнения государственной программы, регулярный анализ реализации мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленной цели, изменений во внешней среде;
разработка дополнительных мероприятий.