За последние 5 лет в Еврейской автономной области (далее - область) сохраняется удовлетворительная экологическая ситуация.
Вместе с тем остаются нерешенными ряд экологических проблем, одной из которых является проблема, связанная с обезвреживанием и переработкой твердых бытовых и промышленных отходов (далее - ТБ и ПО).
Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических веществ, ведущих к загрязнению почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.
В населенных пунктах Еврейской автономной области неудовлетворительно решаются вопросы очистки от скапливающегося мусора, сбора, утилизации и размещения ТБ и ПО, вследствие чего ухудшается санитарно-гигиеническое состояние территорий населенных пунктов.
В настоящее время одной из первоочередных задач становится создание комплексных систем управления отходами. Основа комплексного управления отходами состоит в том, что отходы, которые состоят из различных компонентов, в идеале не должны смешиваться, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологическими способами.
Проблема обращения с ТБ и ПО усложняется тем, что:
- объем отходов постоянно возрастает как на душу населения, так и в абсолютных величинах;
- состав отходов усложняется, так как появляется все большее количество экологически опасных компонентов;
- появляются новые технологии по переработке твердых отходов, включающие системы разделения отходов, мусоросжигающие заводы и полигоны захоронения отходов, вследствие чего возрастает цена утилизации отходов;
- сбор и переработка отходов требует крупных инвестиций;
- не достаточная экологическая культура населения.
Сложившаяся система обезвреживания ТБ и ПО в области основана на захоронении подавляющего большинства отходов на свалках.
В области имеется 70 санкционированных свалок. Свалки не оборудованы должным образом, не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, экологическому законодательству. Свалки занимают земельные участки общей площадью 69,2 га.
Места свалок являются весьма благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и даже средой для развития паразитической микрофауны и макрофауны.
Складирование отходов без учета требований и приемов экологической биотехнологии вызывает выделение вредных химических веществ (сероводород, индол, скатол и т.п.). Распространяющиеся растворы, содержащие вредные химические и биохимические препараты, загрязняют почвенный слой, попадают в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Зачастую из-за несоблюдения противопожарных мероприятий эксплуатирующими организациями в местах размещения бытовых отходов происходит возгорание мусора, в результате чего выделяются высокотоксичные вещества.
Помимо экологических аспектов проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются значительными источниками сырьевых ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов, энергии и, как следствие, бюджетных средств.
Около 20 процентов объема твердых бытовых отходов составляют отходы упаковочного материала, которые представляют собой ценное вторичное сырье, которое после сортировки и последующей переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот для производства товаров народного потребления.
Организованного извлечения вторсырья из собираемого мусора не производится, так как система раздельного сбора мусора в области отсутствует.
Отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий и обустроенных полигонов для промышленных отходов приводит к несанкционированному размещению опасных промышленных отходов, образованию стихийных свалок на берегах водоемов, в лесополосах, на пустующих землях сельскохозяйственного назначения.
Одним из нерешенных вопросов является загрязнение окружающей среды ртутьсодержащими отходами.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводит ограничения на оборот ламп накаливания. С 01.02.2011 к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01.01.2014 может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Принимаемые меры приведут к резкому увеличению спроса на энергосберегающие лампы. Каждая лампа содержит от 20 до 300 мг ртути.
Отработанные энергосберегающие (компактные люминесцентные лампы), другие ртутьсодержащие лампы (люминесцентные, неоновые, бактерицидные), приборы с ртутным заполнением относятся к отходам первого класса опасности и подлежат утилизации на специальном оборудовании.
На сегодняшний день на территории области существует два предприятия, осуществляющие сбор ртутьсодержащих ламп на основании соответствующей лицензии.
Если сбор от предприятий и организаций области в основном налажен, то сбор ртутьсодержащих ламп и приборов от населения остается большой проблемой.
Существенное негативное влияние на экологическую ситуацию в области оказывают паводки и наводнения. В результате смыва с селитебных территорий отходов производства и потребления, с сельскохозяйственных угодий и огородов - удобрений и ядохимикатов происходит физическое и химическое загрязнение поверхностных вод. Наблюдается интенсивное разрушение берегов и изменения русловых процессов. Это приводит к ухудшению условий жизнедеятельности в населенных пунктах, подверженных негативному воздействию вод рек.