Действующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 17.10.2014)

1. Характеристика сферы реализации Программы, ее текущего состояния, описание основных проблем и прогноз ее развития


Целью формирования и развития информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания является повышение качества жизни и работы граждан, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за счет развития и модернизации информационных и телекоммуникационных технологий.

Без решения вопросов эффективного широкомасштабного использования современных технологий, без развития информационной и телекоммуникационной составляющей невозможно продуктивное решение ни одной из поставленных задач социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. Только при полном внедрении информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни населения и власти возможна реализация качественно нового уровня взаимодействия гражданина с властью, более простого и прозрачного, без бюрократической составляющей и коррупции, что позволит просто и удобно получать гражданам и организациям государственные и муниципальные услуги (функции) и информацию о результатах деятельности органов государственной власти.

На данный момент внедрение информационно-коммуникационных технологий приобрело за последние несколько лет широкую направленность в рамках как отдельных ведомств, так и в масштабах всей республики, что позволяет в определенной мере организовать межведомственное электронное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органами местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, а также подведомственными им учреждениями.

К числу основных направлений, требующих дальнейшей реализации для достижения поставленной цели, относятся:

1. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

2. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, повышение качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг (функций).

По состоянию на 2013 год уже переведено в электронный вид порядка 20 государственных и муниципальных услуги (функции), которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственных органов Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, при этом некоторые запросы и ответы формируются в электронном виде. Бюрократическая составляющая является основным отрицательным фактором в процессе создания инфраструктуры межведомственного обмена данными в электронном виде.

На данный момент в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органах местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания сформирован основной сегмент инфраструктуры межведомственного обмена данными в электронном виде.

Информационные системы, функционирующие в настоящее время в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, создавались и функционируют в отдельных структурах и не имели возможности взаимодействовать между собой, однако после внедрения республиканской системы электронного взаимодействия появилась возможность доработать ведомственные информационные системы для совместного взаимодействия. Таким образом, информация, содержащаяся в базах данных системы одного органа власти, становится доступна для других систем других органов власти, что приводит к сокращению временных потерь при межведомственном обмене информацией и положительно сказывается на актуальности информации.

По данным независимой исследовательской организации "Институт развития информационного общества" за 2009 - 2010 годы Республика Северная Осетия-Алания в рейтинге готовности субъектов Российской Федерации к информационному обществу занимала 77-е место и 3-е место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, хотя за период 2007 - 2008 годы занимала 72-е место и 2-е среди регионов Северо-Кавказского федерального округа. За последние несколько лет республика продолжается занимать все более высокие места.

При анализе вышеуказанной ситуации выявлены следующие проблемы, возникающие при переходе на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия:

1. Организован основной сегмент единой сети передачи данных Правительства Республики Северная Осетия-Алания, связывающей органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, в связи с чем обмен информацией между участниками процесса оказания электронных услуг становиться более легким и быстрым. Однако на данный момент не все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления функционируют в данной сети;

2. Создана единая защищенная сеть межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, что позволяет оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, при этом количество переведенных в электронный вид услуг остается на низком уровне, также как и возможность предоставления результата оказанной услуги в электронном виде;

3. Создана единая система электронного документооборота органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, в связи с чем наблюдается подъем показателя делопроизводства. Однако оценить полностью функциональность системы не представляется возможным ввиду малого процента подключенных рабочих мест на данный момент.

Для решения указанных проблем, имеющих комплексный межведомственный характер, требуются консолидация ресурсов, проведение организационных изменений и обеспечение согласованности действий в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органах местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания по внедрению информационных технологий, что возможно реализовать только посредством комплексного подхода. Альтернативные подходы приведут к избыточным бюджетным расходам и не позволят оптимально разрешить актуальные проблемы информатизации Республики Северная Осетия-Алания.

Необходимо предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами, обеспечивающими безусловное выполнение органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и имеющие рекомендательный характер для органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, регламентов и процедур по использованию и внедрению разработанных информационных технологий и информационных ресурсов в процессе реализации своих полномочий и функций.

Применение комплексного метода для управления внедрением и использованием информационных технологий, последующей реализации инициатив и использования создаваемых активов обеспечит:

1. Достижение целей Стратегии развития информационного общества на территории Республики Северная Осетия-Алания;

2. Координацию и исключение дублирования работ по формированию и совместному использованию единых информационных систем и ресурсов;

3. Применение оптимальных, апробированных и рекомендованных к использованию технологических архитектур и решений;

4. Совместимость информационных систем и межведомственное взаимодействие на региональном уровне, а также взаимодействие с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровней;

5. Повышение эффективности и "прозрачности" расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.