Недействующий

Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Карачаево-Черкесской Республики

3. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.


3.1. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности, содержится в Технических регламентах, принимаемых посредством федеральных законов.

Технические регламенты с учётом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений.

При разработке проектной документации должна обеспечиваться приоритетность охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья и формирования безопасной среды обитания населения. Общие экологические и санитарно-гигиенические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании, установлены соответствующими Законами Российской Федерации.

Охрана атмосферного воздуха.

3.2. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в КЧР ведёт Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР".

3.2. При разработке проектной документации на всех стадиях градостроительного проектирования должна быть учтена суммарная атмохимическая нагрузка от выбросов загрязняющих веществ (промышленные предприятия, автомобильный транспорт, строительная и дорожная пыль, котельные, дефляционная пыль), а также должна быть проведена оценка состояния и прогноз изменения качества атмосферного воздуха в результате реализации проектных решений путём расчётов уровней загрязнения атмосферы от совокупности всех видов источников загрязнения (СанПиН 2.1.6.1032-01), с учётом рельефа, планировочной организации и микроклиматических условий территории, включая аэрационный режим.

Контроль за состоянием атмосферного воздуха определяется законом "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ.

3.3. Жилые и общественные территории следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющими повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений и другие пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к селитебной территории и другим предприятиям и объектам производственной зоны.

3.4. Для производственных зон, а также для отдельно расположенных объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следует предусматривать организацию санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и другими нормативными актами. В группу таких объектов включаются также предприятия и организации непроизводственной сферы, которые оснащаются автономными мощными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, хладо-, тепло- и энергоснабжения.

В целях обеспечения санитарно-гигиенических, экологических норм и требований пункта 7.7. и 7.8. настоящих норм при проектировании производственных предприятий следует предусматривать внедрение более совершенных технологий и оборудования, применение высокоэффективных пыле- и газоулавливающих устройств. При невозможности выполнения указанных выше требований для объектов, расположенных в поселениях, оказывающих отрицательное влияние на состояние воздушного бассейна, должны быть предусмотрены изменение профиля производств, их перебазирование или ликвидация.

3.5. С целью предотвращения формирования зон загазованности вдоль магистралей и для их локализации разрабатываются планировочные мероприятия, учитывающие условия аэрации территорий между магистралями (в том числе внутридворовых пространств), и обеспечивающие санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха для различных территорий города.

Защита от шума и вибрации.

3.6. Объектами защиты от источников внешнего шума в поселении являются жилые и общественные здания, спортивные и лечебные учреждения, рекреационные зоны и прилегающие к ним территории. Шумовые характеристики источников внешнего шума, уровни проникающего в жилые и общественные здания звука и уровни шума на территориях застройки, требуемая величина их снижения, выбор мероприятий и средств шумозащиты следует определять в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СП 51.13330.2011 и других нормативных актов.

3.7. Разрабатываемые меры защиты должны включать градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-акустические мероприятия:

- обеспечение функционального зонирования городской территории и формирования застройки с учётом требуемой степени акустического комфорта;

- устройство санитарно-защитных зон между жилой застройкой города и промышленными, коммунально-транспортными предприятиями, другими пространственными источниками шума;

- применение планировочных и объёмно-пространственных решений застройки, использующих шумозащитные свойства окружающей среды;

- использование шумо- и виброзащитных экранов-барьеров, размещаемых между источниками шума и объектами защиты от него;

- соблюдение необходимых расстояний между жилыми зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций;

- усиление звукоизоляции наружных ограждающих конструкций жилых и общественных зданий и др.

Охрана геологической среды.

3.8. Проектирование и строительство поселений, промышленных комплексов и других объектов возможно после получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора в соответствии с законом Российской Федерации "О недрах" N 85-ФЗ только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности и эффективности застройки.

Пригодность нарушенных земель для различных видов использования после рекультивации следует оценивать согласно ГОСТ 17.4.3.06-86.

3.9. Планировка и застройка территории должна осуществляться на основе инженерно-геологического районирования территории и сопоставительной оценки районов по степени благоприятности для градостроительного освоения с учётом прогноза изменения геологической среды в процессе строительства и эксплуатации объектов. При этом оцениваются: возможность изменения гидрогеологического режима территории, защищённость подземных вод от загрязнения, ресурсы подземных вод для технического водоснабжения, наличие опасных инженерно-геологических процессов и возможность их активизации (карстово-суффозионные, оползневые, сели, лавины, обвалы, осыпи, речная эрозия, воздушная и водная эрозия почвы, просадки, подтопление территорий и др.), устойчивость грунтов в основании сооружений, обеспечение антисейсмичных мероприятий. Мероприятия по инженерной защите и подготовке территории разрабатываются в соответствии с разделом 11 и действующими нормативными документами (СНиП 2.01.15-90, СП 47.13330.2012).

Охрана почв.

3.10. Оценка состояния почв населённых мест проводится в соответствии с действующими нормативными документами (СанПиН 2.1.7.1287-03, ГОСТ 17.4.3.06-86) и направлена на выявление участков устойчивого сверхнормативного (реликтового и современного) загрязнения, требующих проведения санации для соответствующих видов функционального использования. При оценке состояния почв определяются: физико-химическое и микробиологическое загрязнение почвы, паразитологические показатели; радиоактивность почвы (естественный фон и искусственная радиоактивность); влияние загрязнения почвы на качество поверхностных и подземных вод; пылеобразующие свойства почвы; способность почвы к самоочищению. Мероприятия по охране почв предусматривают введение специальных режимов их использования, изменение целевого назначения, а также рекультивацию почв, развитие и реконструкцию оросительной системы, совершенствование дренажных систем на землях с искусственным орошением, формирование системы защитных лесных насаждений. Эти мероприятия должны базироваться на критериях, определяющих степень опасности разрушения почв оползнями, обвалами, селями, подмывами берегов рек, воздушной и водной эрозией, размывами, затоплением, загрязнения почв для различных типов функционального использования территории и различного функционального назначения объектов.