В горной планировочной зоне при редком расселении, тяготеющем к долинам рек, больших радиусах доступности объектов необходимо в каждом районе формировать свой комплекс обслуживания с полным набором учреждений.
В равнинной планировочной зоне учитывая более высокую плотность населения и разветвленную сеть автодорог можно комбинировать разные схемы организации обслуживания. Нет необходимости формировать центры в рядом расположенных поселениях. Особенно это касается больниц и других объектов здравоохранения.
Детские дошкольные учреждения и школы.
Потребность в дошкольных учреждениях и школах определяется в соответствии с социально-демографической структурой населения на его территории, а также пешеходной доступностью соответственно до 300 и 500 м.
Специализированные дошкольные учреждения и школы для ослабленных детей рассчитываются по городу, ориентируясь на средние показатели: 2 места на 1000 жителей по дошкольным учреждениям и 3 места на 1000 жителей по школам (включая школы-интернаты).
Школы городского значения - музыкальные, спортивные, художественные следует размещать в жилых районах города с доступностью не более 15 минут. Участки специализированных школ следует принимать: спортивных и школ-интернатов – 2.0-2.5 га на объект, музыкальных, художественных, математических, языковых – 15 кв. м на одно место, специализированных дошкольных учреждений – 700-800 кв. м на группу.
Спортивная зона школы может быть объединена с физкультурно-оздоровительным комплексом микрорайона.
В сельских населённых пунктах следует предусматривать рядом со школой земельные участки для размещения жилых домов учителей.
Развитие и существование малокомплектных школ на селе в горной местности возможно при тщательном анализе современной демографической ситуации, перспектив развития населенного пункта, социальной и экономической эффективности эксплуатации объекта при обязательном учете общественного мнения. Школа на селе трактуется как культурный центр и включает в себя клубные помещения и физкультурно-оздоровительный комплекс.
Высшие и средние учебные заведения.
Проектирование высших и средних учебных заведений осуществляется в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Состав учреждений общественного питания, спорта, обслуживания определяется в соответствии с заданием. При размещении высших учебных заведений следует объединять их в комплексы, формируя общие учреждения обслуживания: спортивные, культурные, научные и т.п. Количество учащихся (студентов), специализация высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ определяются заданием на проектирование.
Расчёт потребности в технических училищах, колледжах рекомендуется принимать с учётом 50-60% охвата детей от 15 до 17 лет в большом городе.
Средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища, в т. ч. для подготовки кадров в туристкой сфере, сервисе и пищевой промышленности следует размещать вблизи предприятий соответствующих отраслей хозяйства при соблюдении санитарных норм. В границах санитарно-защитных зон предприятий I-III класса опасности в соответствии с п. 3.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 допускается размещать учебные заведения, являющиеся профильными для данного учреждения без общежитий.
Студенческие общежития следует объединять в студенческие городки с комплексным обслуживанием, включённым в единую систему культурно-бытового обслуживания населения.
Сельскохозяйственные профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения, как правило, следует размещать в районных центрах, вблизи предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Учреждения здравоохранения.
Учреждения здравоохранения включают стационарные учреждения (больницы), амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, амбулатории врачей общей практики, консультативно-диагностические центры), диспансеры, родильные дома, подстанции скорой медицинской помощи, раздаточные пункты молочной кухни, аптеки, центры Роспотребнадзора, дезстанции.
Площадь зелёных насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка больниц.
Поликлиники на жилых территориях необходимо размещать с учётом пешеходной доступности от остановок общественного транспорта - 100-150 м, как правило, на обособленных земельных участках, с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Аптеки и раздаточные пункты молочной кухни, амбулатории врачей общей практики размещаются встроенными и встроенно-пристроенными в жилой застройке в радиусе пешеходной доступности до 400 м. В сложившихся и реконструируемых районах сохраняется существующая сеть этих учреждений.
К общегородскому уровню относятся клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей (специализированные и узкоспециализированные отделения), специализированные больницы для взрослых и детей, научно-консультативные центры при специализированных больницах и городские диспансеры, НИИ и клиники республиканского и ведомственного подчинения. В большом городе следует размещать клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей (отделения общих профилей), специализированные больницы для взрослых (психиатрические, психоневрологические, наркологические, туберкулёзные, онкологические), консультативно-диагностические центры и поликлиники при клинических многопрофильных больницах. На группу районов большого города следует размещать родильные дома, стоматологические поликлиники для взрослых и детей, женские консультации, диспансеры (противотуберкулёзные, врачебно-физкультурные, психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические, онкологические), централизованные отделения (кабинеты) территориальных поликлиник по узким специальностям. В районе города следует размещать территориальные поликлиники для взрослых и детей, дома сестринского ухода. Для группы жилых домов следует предусматривать амбулатории врачей общей практики. Допускается размещение амбулаторий врачей общей практики, женских консультаций и стоматологических поликлиник встроенными в жилые дома с соблюдением необходимых гигиенических, противопожарных и санитарных требований.
Для обслуживания сельского населения следует предусматривать размещение участковых и районных больниц, обслуживающих жителей поселений, входящих в систему группового расселения.
Поликлиники следует предусматривать для городов с населением 10 тысяч человек и более, амбулатории - для сельских поселений с населением более 2000 человек. На земельном участке амбулатории следует размещать жилые дома сельских врачей.
Учреждения социального обеспечения.
Сеть учреждений социального обеспечения определяется на основе Схемы развития учреждений социальной защиты и включает: дома-интернаты, социально-реабилитационные учреждения, территориальные центры социального обслуживания, специализированное жилье для инвалидов и престарелых.
Дома-интернаты, в том числе общего типа, для психохроников, детские дома для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках территорий и в зелёных зонах в черте города и рассчитывать, исходя из 2,1 мест на 1000 жителей. Территориальный комплексный центр социального обслуживания следует рассчитывать по таблице 6.3. Центры реабилитации и оздоровления определяются из расчёта - 1.0, центры матери и ребенка – 0,02, центры сбора лиц без определённого места жительства – 0,07, центры социальной реабилитации – 0,06, ночлежные дома – 0,3 мест на 1000 жителей.
Территориальный комплексный центр социального обслуживания представляет собой учреждение, предназначенное для дневного пребывания престарелых и инвалидов и других социально не защищённых групп населения и обслуживания их на дому; размещается в жилой застройке с радиусом обслуживания 1,5 км, принимается из расчёта 1 объект на район города. В дневное время центр представляет бесплатное медицинское и культурное обслуживание, возможности трудовой деятельности, а также разнообразные платные услуги и питание. Центр должен включать лечебно-производственные, культурно-бытовые помещения, предприятия общественного питания, медицинские и лечебно-физкультурные кабинеты.
Учреждения культуры и искусства.
Учреждения культуры и искусства размещаются на основе Генпланов городов и поселений, Схемы развития учреждений культуры и искусства в системе общественных центров городов, а также на жилых и рекреационных территориях. Театры, концертные залы, музеи, выставки, библиотеки, учреждения внешкольного воспитания рекомендуется размещать в составе общественных центров. Клубы, выставочные залы, библиотеки, кино и видеосалоны - в составе локальных центров обслуживания.