В целом на потребительском рынке области развивается сеть розничной торговли, в том числе за счет расширения присутствия сетевых компаний в удаленные от городов Вологды и Череповца муниципальные районы. Сеть организаций потребительского рынка области насчитывает более 9 тыс. торговых точек - прирост сети в 2009 - 2012 годы составил 18%.
На тысячу жителей области в 2012 году приходилось 796 кв. м торговой площади.
В 2010 - 2013 годах реализовывался комплекс мер по социальной ориентации потребительского рынка. Проводилась последовательная работа по обеспечению ценовой доступности товаров и услуг путем привлечения на добровольной основе организаций отрасли к обслуживанию держателей социальной карты "Забота", участию в акции "Желтый ценник". Для поддержки местных товаропроизводителей разрабатывались меры по увеличению доли продуктов собственного производства на потребительском рынке области (в 2012 году она составляла 28.7%).