Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2013 года N 696


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 27.03.2020 N 134, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 27.03.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 24 декабря 2019 года)

(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 13.10.2014 N 465, от 23.06.2016 N 206, Постановлений Правительства Алтайского края от 11.01.2018 N 7, от 20.07.2018 N 294, от 21.01.2019 N 7, от 24.12.2019 N 537)




В целях реализации на территории Алтайского края Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 962-р, создания в регионе конкурентоспособной индустрии товаров и услуг для детей постановляю:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае".


(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.10.2014 N 465, Постановления Правительства Алтайского края от 21.01.2019 N 7)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 11.01.2018 N 7.



Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН



Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 26 декабря 2013 г. N 696



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 23.06.2016 N 206, Постановлений Правительства Алтайского края от 11.01.2018 N 7, от 20.07.2018 N 294, от 21.01.2019 N 7, от 24.12.2019 N 537)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае"

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 21.01.2019 N 7)

Ответственный исполнитель программы

Министерство экономического развития Алтайского края

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 11.01.2018 N 7)

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Министерство культуры Алтайского края;

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края;

Министерство промышленности и энергетики Алтайского края;

Министерство сельского хозяйства Алтайского края;

Министерство социальной защиты Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности;

управление ветеринарии Алтайского края;

управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 21.01.2019 N 7)

Цель программы

создание конкурентоспособной индустрии товаров и услуг для детей в Алтайском крае

Задачи программы

модернизация и расширение производства товаров для детей;

развитие инновационного потенциала индустрии детских товаров и разработка новых продуктов;

расширение спроса на товары и услуги для детей

Индикаторы и показатели программы

темп роста выпуска продуктов питания для детей (соотношение с аналогичным показателем 2012 года), процентов;

количество новых продуктов питания, произведенных организациями индустрии детских товаров, ед.;

доля продукции для детей в общем объеме производства организаций индустрии детских товаров (по видам продукции), процентов;

количество инновационно активных организаций, осуществляющих выпуск товаров детского ассортимента, ед.;

количество созданных (модернизированных) рабочих мест в организациях индустрии детских товаров, ед.;

количество проведенных выставочно-ярмарочных мероприятий, направленных на увеличение объемов реализации товаров для детей, произведенных организациями индустрии детских товаров, ед.;

доля рынка школьной одежды, формируемая за счет товаров краевого производства, процентов;

доля туристских услуг для детей в общем объеме туристских услуг, оказанных в Алтайском крае, процентов

Сроки и этапы реализации программы

2013 - 2020 годы:

I этап: 2013 - 2015 годы;

II этап: 2016 - 2020 годы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае" (далее - "государственная программа") составляет 3242864,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2013 году - 191781,6 тыс. рублей;

в 2014 году - 394113,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 385444,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 294872,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 189304,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 279447,6 тыс. рублей;

в 2019 году - 316768,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 1191133,0 тыс. рублей;

из средств федерального бюджета - 250892,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2013 году - 13700,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 30050,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 71187,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 45415,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 22635,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 22635,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 22635,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 22635,0 тыс. рублей;

из средств краевого бюджета - 1443247,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2013 году - 69335,3 тыс. рублей;

в 2014 году - 229097,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 236249,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 185507,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 164519,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 179255,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 214785,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 164498,0 тыс. рублей;

из средств внебюджетных источников - 1548724,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2013 году - 108746,3 тыс. рублей;

в 2014 году - 134966,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 78008,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 63950,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 2150,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 77556,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 79347,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 1004000,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 21.01.2019 N 7, от 24.12.2019 N 537)

Ожидаемые результаты реализации программы

темп роста выпуска продуктов питания для детей (соотношение с аналогичным показателем 2012 года) составит 130%;

количество новых продуктов питания, произведенных организациями индустрии детских товаров, составит 15 ед.;

доля продукции для детей в общем объеме производства организаций индустрии детских товаров (по видам продукции) увеличится:

до 55% - по трикотажным изделиям,

до 20% - по швейным изделиям;

количество инновационно активных организаций, осуществляющих выпуск товаров детского ассортимента, увеличится до 20 ед.;

количество созданных (модернизированных) рабочих мест в организациях индустрии детских товаров достигнет 175 ед.;

будет проведено 91 выставочно-ярмарочное мероприятие, направленное на увеличение объемов реализации товаров для детей, произведенных организациями индустрии детских товаров;

доля рынка школьной одежды, формируемая за счет товаров краевого производства, составит 60%;

доля туристских услуг для детей в общем объеме туристских услуг, оказанных в Алтайском крае, увеличится до 5%.



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Государственная политика в сфере социального развития диктует необходимость создания многопрофильной и инновационно привлекательной индустрии детских товаров в Российской Федерации.


В Алтайском крае развитие индустрии детских товаров является перспективным направлением диверсификации экономики. В регионе имеется необходимый потенциал для насыщения регионального потребительского рынка качественными, безопасными и доступными товарами отечественного производства для детей. Край располагает богатой сырьевой базой, отвечающей требованиям экологичности, производственными мощностями и сетью научных учреждений и организаций, осуществляющих комплексное сопровождение инновационных процессов в индустрии товаров и услуг для детей.


Ключевые требования, предъявляемые государством и конечным потребителем к продукции, предназначенной для детей и семей с детьми, - безопасность товаров детского ассортимента, их высокое качество, доступность.


Одним из главных приоритетов государственной политики в интересах детей является обеспечение детского населения полноценным питанием с первых дней жизни. Качественное и сбалансированное детское питание - залог здоровья нации.


Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Актуальность темы увеличения объемов и расширения ассортимента производимых детских пищевых продуктов обусловлена неблагоприятной обстановкой в сфере заболеваемости населения, в том числе вызванной нерациональным питанием. Участились случаи аллергии, дисбактериоза, нарушения работы желудочно-кишечного тракта. По данным НИИ гигиены детей и подростков Минздрава России, состояние здоровья школьников России в последние годы следует рассматривать как катастрофическое, поскольку более 92% из них имеют те или иные отклонения от нормального состояния здоровья.


Около 80% подростков ограничены в выборе профессии, у 20% проблемы в репродуктивной сфере, 40% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Более чем в пять раз возросла частота нарушения за время обучения в школе зрения и осанки, в три и более раз - нарушения работы органов пищеварения.


По данным центров здоровья лечебно-профилактических организаций Алтайского края за 2011 год (обследовано более 8 тыс. детей и подростков), около 70% школьников имеют нарушение пищевого поведения. Уровень здоровья и физического развития детей и подростков на 70% определяет структура питания. Лишь 40% школьников питаются достаточно хорошо.


В рационах детей всех возрастов наблюдаются всесезонные дефициты макро- и микронутриентов. Степень дефицита витаминов часто достигает 80% возрастных норм. Основным способом преодоления данной проблемы в эколого-климатических условиях регионов Сибири и Дальнего Востока является обогащение рационов детей путем промышленного производства продуктов с витаминно-минеральными добавками. Согласно рекомендациям Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук оптимальными продуктами для профилактики макро- и микроэлементарной и витаминной недостаточности у детей дошкольного и школьного возраста являются молоко и кисломолочные продукты. Кроме того, актуально производство специализированных продуктов, обогащенных добавками, обладающими иммуномодулирующими свойствами, и отвечающих требованиям функционального питания.


Сохранение дефицита полноценного питания может в будущем привести к сокращению человеческого капитала - одного из ключевых условий формирования инновационной экономики.


Основными потенциальными потребителями детских товаров и услуг, производимых и предоставляемых в регионе, являются дети в возрасте от 0 до 18 лет, проживающие на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в том числе Алтайского края. По данным Росстата, по состоянию на 01.01.2012 на территории Уральского федерального округа проживает 2,5 млн детей, Сибирского федерального округа - 4,1 млн детей, Дальневосточного федерального округа - 1,3 млн детей. В Алтайском крае численность детей составляет 525,3 тыс. человек (в структуре населения края - около 22%), в том числе детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) - 193,3 тыс. человек, детей и подростков школьного возраста (от 7 до 18 лет) - 280,8 тыс. человек. Следовательно, совокупное потенциальное число потребителей детской продукции и услуг предприятий и организаций Алтайского края (детей в возрасте от 0 до 18 лет) достигает около 7,9 млн человек.


Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности полноценного здорового питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспеченности Урала, Сибири и Дальнего Востока функциональными и специализированными продуктами питания необходимо развивать их региональное внутреннее производство.


Выпуск детского питания - это высший технологический уровень пищевой промышленности. Потенциал Алтайского края в данной сфере огромен. С одной стороны, регион располагает мощной производственной базой, с другой - Алтайский край - уникальная площадка, где есть возможность получить сырье, полностью соответствующее требованиям международных экостандартов. Данные обстоятельства позволяют расширять выпуск линейки детского питания, в том числе лечебного.


Годовая потребность детей и подростков в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах в крупах составляет 118,3 тыс. тонн, в том числе в Алтайском крае - 7,1 тыс. тонн. В 2012 году алтайскими предприятиями, суммарная годовая мощность которых 411,2 тыс. тонн, выпущено 251,6 тыс. тонн круп (79,9% объема выпуска крупы в Сибирском федеральном округе). Не используемые в настоящее время производственные мощности в 1,2 раза превышают совокупную потребность трех округов в данной категории детского питания, что говорит о возможности полного замещения импортной продукции в названном секторе.


Перспективным направлением является создание в крае производства детского питания на зерновой (молочной и безмолочной) основе. Подобных производств в Сибирском федеральном округе на настоящий момент нет. Инициатором проекта выступает ЗАО "Алтайская крупа". Предприятие уже имеет опыт выпуска муки для детского питания компании "Данон". Сотрудничество с гигантом пищевой индустрии позволило научиться многому, в том числе выращиванию сырья надлежащего качества, строгому соблюдению сложных технологических процессов на всех этапах производства. Импортное оборудование позволяет получить идеальную по консистенции муку для детского питания, которой больше не производят нигде в России.


Помимо выпуска круп для детей предприятиям края поставлена более широкая и более ответственная задача - производство детского питания различных видов. В рационе детей, особенно младенческого возраста, должны присутствовать полноценные молочные смеси с использованием натурального молока, продукты детского питания на мясной основе.


В крае функционируют производственные мощности по выпуску около 400 тыс. тонн цельномолочной продукции в год. По итогам 2012 года в Алтайском крае получено 212,6 тыс. тонн цельномолочной продукции, которую можно использовать для питания детей в дошкольных организациях (14,3% объема выпуска данного вида продукции в Сибирском федеральном округе), 1,2 тыс. тонн питьевого молока для питания детей раннего возраста (74,3% объема выпуска в Сибирском федеральном округе).


Согласно рекомендуемым годовым объемам потребления пищевых продуктов потребность детей и подростков от 1 года до 18 лет в молоке и кисломолочных продуктах в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах составляет 1218,6 тыс. тонн в год, в том числе в Алтайском крае - 73,6 тыс. тонн в год. Следовательно, потребность в цельномолочной продукции на территории края полностью обеспечивается региональными товаропроизводителями. Неиспользуемые мощности по производству цельномолочной продукции также могут почти полностью обеспечить потребность Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов и заместить импорт данного вида продукции. Кроме того, необходимому увеличению объемов производств на территории Алтайского края может способствовать реализация инфраструктурных проектов в социальной сфере, наиболее перспективными из которых являются проекты создания детских реабилитационных центров.


Сохраняется необходимость расширения номенклатуры производимой молочной продукции, в том числе специализированной детской кисломолочной, обогащенной макро- и микроэлементами, витаминами, бифидобактериями и ацидофильной палочкой. Одним из перспективных направлений в данной сфере должна стать модернизация уникального специализированного предприятия - ОАО "Модест", выпускающего 12 наименований продуктов питания для детей раннего возраста (обработанное жидкое молоко, кисломолочная продукция, сметана и жидкие сливки). Мощность по переработке сырого молока составляет 5 тонн в сутки. Продукция изготавливается без добавления консервантов, красителей и стабилизаторов. При этом используется только натуральное экологически чистое сырье высшего сорта.


Производство консервов для детей отличается от производства консервов общего назначения специфическими требованиями к технологии, оборудованию, санитарному режиму, химико-техническому контролю. В регионах Сибири практически не выпускаются мясные консервы для детского питания, которые полностью представлены производителями европейских регионов страны. Годовая потребность детей в мясе (говядина 1 категории) в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах составляет 159,5 тыс. тонн в год, в том числе в Алтайском крае - 9,6 тыс. тонн в год; в мясе птицы (куры 1 категории) - 82,8 тыс. тонн в год, в том числе в Алтайском крае - 4,9 тыс. тонн в год. Продукты питания для детей на основе мяса в регионе производят: ООО "Пятачок" (г. Бийск), ОАО "Каменский мясокомбинат" (г. Камень-на-Оби), ОАО "Рубцовский мясокомбинат" (г. Рубцовск), ООО "Алтайские колбасы" (г. Барнаул), ООО МПП "Алтай" (Зональный район). Продукция выпускается с добавлением комплекса витаминов и микроэлементов, молока и яиц и предназначена для питания детей старше 3 лет. Суммарная мощность предприятий по производству мяса и мясных субпродуктов составляет около 200 тыс. тонн в год, из них не используемых в полной мере - около 171 тыс. тонн в год. Данный резерв с учетом модернизации производства и подготовки необходимых кадров может обеспечить замещение импортных мясных продуктов для детей на территории всех трех округов почти на 60%.


Значимым сегментом на рынке детского питания является производство плодоовощных консервов, в том числе соков. Общий объем производства фруктовых и овощных соков, в том числе для взрослого населения, в 2012 году составил 17,7 тыс. рублей в год. Вся соковая продукция, вырабатываемая краевыми предприятиями, может быть использована для питания детей. Потребность детей в фруктовых (овощных) соках, витаминизированных напитках в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах составляет 463,6 тыс. рублей в год, в том числе в Алтайском крае - 27,5 тыс. рублей в год.


Научной базой для разработки и усовершенствования технологий производства продуктов детского и диетического питания из алтайского сырья служат исследования ученых АлтГТУ им. И.И.Ползунова, Научно-исследовательского института садоводства Сибири имени М.А.Лисавенко, ГНУ СибНИИС Россельхозакадемии.


В крае ведутся научные разработки в сфере производства молочных продуктов и продуктов из растительного сырья, в том числе с использованием биотехнологий, осуществляется разработка рецептур и совершенствуются технологии выпуска новых видов продуктов. Наиболее перспективными для реализации инновационных проектов являются сферы производства функционального питания, продукции для здорового образа жизни, средств гигиены и косметики. В данном сегменте существенным потенциалом обладают якорные предприятия Алтайского биофармацевтического кластера - ЗАО "Алтайвитамины" и ЗАО "Эвалар". Проекты по производству инновационных продуктов детского функционального питания и по внедрению инновационных технологий реализуются ООО "Специалист", ЗАО "Бальзам", ООО "Фармацевтический завод "Гален".


Реализация единой маркетинговой политики и контролирование качества производства продуктов питания для детей будут осуществляться в рамках Алтайского биофармацевтического кластера.


Потенциалом в сфере развития индустрии детских товаров региона также обладают предприятия текстильной и швейной промышленности, мебельной промышленности, деревообработки, предприятия, осуществляющие выпуск изделий из пластмасс.


Продукция текстильной и швейной промышленности для детей составляет около 6% от общего объема текстильной и швейной продукции, реализованной промышленными предприятиями края, и 0,3% от объема отечественных товаров в сегменте детской одежды. Основные производители в данном виде деятельности - предприятия малого и среднего бизнеса: ЗАО "Швейная фабрика" (г. Рубцовск), ООО "Алтайский трикотаж" (г. Барнаул), ЗАО "Горняцкая швейная фабрика" (Локтевский район), ООО "Мини-Ми" (г. Барнаул), ООО "Швейная фабрика "Авангард" (г. Барнаул). Предприятия отрасли имеют потенциал для увеличения объемов выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента. Уровень загруженности оборудования основных производителей составляет от 36 до 98%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»