В республике функционируют порядка более 638 учреждений общего среднего образования, 60 учреждений профессионального образования, в т.ч. - 5 высшего профессионального образования. Также на территории республики действуют 22 филиала ВУЗов и более 10 представительств государственных и негосударственных вузов Российской Федерации. Комплекс образовательных учреждений отрасли предпринимательства не учитывается как общая система, и ни в одном нормативном документе не показана специфическая особенность образования в сфере предпринимательства. Рассматривая межотраслевой характер проблем образования в сфере предпринимательства, принятие данной Концепции даст возможность выработать единую государственную политику в области сохранения и развития образования в сфере предпринимательства и привлечет к ее осуществлению все заинтересованные субъекты.
Составной частью системы бизнес-образования является образование в сфере предпринимательства, которое, создавая базу и ориентиры для системы бизнес-образования, обуславливается, прежде всего, его результативностью.
Для развития образования в сфере предпринимательства необходимо решение следующих задач бизнес - образования:
удовлетворение спроса на оказание образовательных услуг специалистов малых предприятий, государственных служащих, предпринимателей, руководителей и консультантов объектов инфраструктуры малого бизнеса, преподавателей учреждений сети бизнес - образования;
обеспечение различных социальных групп подготовкой ведения предпринимательской деятельности (молодежи, женщин, безработных граждан, уволенных в запас военнослужащих, высвобождаемых работников реструктурируемых предприятий, и др.);
формирование и поддержка сети образовательных учреждений необходимой им сервисной инфраструктурой в области малого предпринимательства;
концентрация усилий и средств, направляемых государственными и негосударственными структурами, региональными и местными органами власти на развитие структурных составляющих системы подготовки кадров в сфере малого предпринимательства (функциональных и отраслевых, региональных и местных);
участие бизнеса в процессе подготовки кадров по части разработки профессиональных стандартов и программ, их оценки и сертификации, а также участие в развитии дополнительного образования в сфере предпринимательства;
участие бизнеса в мониторинге рынка труда, в создании и развитии специализированных образовательных стандартов нового поколения;
ответственность бизнеса как работодателя за кадровый потенциал - в части дифференцирования заработной платы наемных работников по мере повышения ими своей квалификации.
Решение проблем образования в сфере предпринимательства требует согласованных организационных и управленческих действий между органами государственной власти и местного самоуправления, важнейшими из которых являются:
создание на государственном уровне отношения к бизнес-образованию как одной из значимых направлений в сфере человеческой деятельности;
усиление роли предметов экономического и ремесленного направления на всех уровнях образования, увеличение количества образовательных программ по видам деятельности;
постоянное совершенствование программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов бизнес-образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
совершенствование процесса развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом общественных потребностей и новых тенденций в развитии бизнес-образования;
упрочение материально-технической базы образовательных учреждений, принятие необходимых мер по материальному стимулированию труда педагогов дисциплин экономической и ремесленной направленности;
участие бизнеса в исследовании рынка труда и совершенствовании специализированных образовательных стандартов нового поколения, независимом рейтинговании образовательных учреждений всех уровней, в управлении образовательными учреждениями, непосредственно в преподавании, в финансировании грантов и именных стипендий передовым учебным заведениям, лучшим преподавателям и студентам учебных заведений;
усиление роли стажировок, в том числе международных, как одной из форм повышения квалификации и получения дополнительных навыков в профессиональной деятельности.