Недействующий

О Концепции системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы (фактически утратило силу)

V. Система образования в области предпринимательства


Система образования в области предпринимательства предполагает четыре обязательных уровня для подготовки профессиональных кадров, именно четырехуровневая система позволит обеспечить учет всех реальных потребностей и возможностей, основываясь на принципах непрерывности образования.

Первый уровень - это раннее обучение основам предпринимательства (средние общеобразовательные учреждения), которое является базой для дальнейшего профессионального образования. В данное время в школах преподается курс "Основы рыночной экономики", как дополнительная платная услуга предлагается факультативный курс "Основы предпринимательства". Данным курсом охватываются обучающиеся 9 - 11 классов. Необходима организация пропедевтического обучения с 5 класса:

проведение олимпиад, школьных конференций;

обмен опытом со школами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

организация курсов для учителей, нацеленных на практическое применение знаний, преподающих экономику.

Второй уровень - образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, например, продолжение обучения в высшем учебном заведении, либо трудоустройство по приобретенной специальности. При этом необходимым условием образования для подготовки специалистов в сфере предпринимательства является наличие специализации "Предпринимательское дело".

Третий уровень - высшие учебные заведения, в которых в дальнейшем повышается уровень уже полученных профессиональных умений и навыков.

Четвертый уровень - система дополнительного профессионального образования, которая выстраивает образовательную модель человека на протяжении всей жизни, сопровождая его на всех этапах.

Таким образом, отличительной чертой образования в области предпринимательства является его многоступенчатое освоение не только на протяжении 15 - 18 лет, но и в течение всей жизни. На втором и третьем уровнях подготовки кадров в сфере предпринимательства одним из основных направлений представляется введение практикоориентированной системы образования, которая предусматривает привлечение профессиональных союзов и производственных структур в многоуровневый процесс образования. При организации системной многоуровневой подготовки кадров в области предпринимательства целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:

расширение образовательного пространства школьников, студентов высших и средних специальных учебных заведений посредством освоения курса по основам предпринимательской деятельности;

разработку и тиражирование учебного пособия для школьников и студентов, обучающихся в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, где раскрыты суть и специфика предпринимательской деятельности, даются пояснения по основным экономическим категориям;

разработку контрольно-измерительных материалов, рабочих тетрадей к учебному пособию по предпринимательству (их ежегодное тиражирование), позволяющих развивать навыки предпринимательской деятельности на стадии раннего обучения;

организацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, специализирующихся в сфере поддержки малого предпринимательства. Регулярное повышение квалификации педагогов, обучающих основам предпринимательской деятельности;

разработку специализированных модульных программ по профессиональной переподготовке кадров малого предпринимательства из числа военнослужащих, незанятого населения, вынужденных переселенцев, иностранных граждан, женщин, молодежи и людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, граждан, имеющих ограниченную трудоспособность, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;

проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки кадров для малого предпринимательства.

Необходимо вести целенаправленную работу по улучшению качества системы подготовки кадрового потенциала, занятого в сфере бизнес-образования для малого и среднего предпринимательства, а именно:

системность подготовки педагогических кадров для сферы бизнес-образования;

организация стажировок начинающих предпринимателей, студентов СПО на предприятиях успешных предпринимателей по практикоориентированной системе образования, предполагающей тьюторство и наставничество с последующим закреплением выпускников СПО на предприятиях;

участие бизнеса в системе подготовки, переподготовки кадров с демонстрацией положительного практического опыта;

участие представителей бизнес-сообщества в формировании государственного заказа подготовки специалистов, с учетом запросов и потребностей заказчика.

Необходимы создание соответствующей нормативной базы четырехуровневого образования на основе опыта уже сложившейся системы, интегрирование и определение условий для ее функционирования в рамках законодательства Российской Федерации, обучение, повышение квалификации субъектов малого и среднего бизнеса, населения, работающего по найму предпринимателей посредством системы модульного обучения.

Модульная система обучения основам предпринимательской деятельности способствует:

значительному снижению контрастирующих между собой сложившихся традиций в обучении;

улучшению уровня профессионального обучения и предъявляемых заказчиками требований, отражающихся на необходимых нуждах рынка труда;

формированию навыков ведения бизнеса;

удовлетворению потребностей обучаемого на основе формирования индивидуального образовательного маршрута с учетом его запросов в выборе тех образовательных модулей, в которых есть необходимость.

Использование модульного принципа позволяет в определенной мере удовлетворить потребности рынка труда в гибком, эффективном и индивидуальном обучении.