Недействующий

О Концепции системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы (фактически утратило силу)

IV. Специфические особенности образования (подготовки кадров) в области предпринимательства, индустрии туризма и проблемы его развития


В настоящее время образование в республике не в полной мере отвечает запросам рынка труда. По данным информации образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) "О кадровом обеспечении" прогнозируется, что к 2016 году республике потребуются дополнительно 44,6 тыс. чел. местных трудовых ресурсов, использующихся в следующих видах производств:

строительство - 49,8 %,

транспорт и связь - 4,41 %,

добыча полезных ископаемых - 39,48 %,

обрабатывающие производства - 3,99 %,

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,89 %,

сельское хозяйство, охота, рыболовство - 0,4 %,

В ходе отчета образовательных учреждений по форме республиканской целевой программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2009 - 2011 гг. и определяющих направлений до 2015 года с учетом разработки баланса и потребности в трудовых ресурсах до 2025 года были выявлены следующие проблемы:

в составе занятого населения республики высока доля лиц, не имеющих профессионального образования, - 24,7 %, что на 3,8 % выше среднероссийского показателя (20,9 %), и на 2,1 % выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу (22,6 %);

в составе экономически активного населения 1/3 занятых в таких видах деятельности как: сфера образования (29,4 %), сфера здравоохранения (29,5 %), транспорт и связь (30,9 %), производство электроэнергии, газа и воды (33,5 %), сельское хозяйство (34,1 %), рыболовство и рыбоводство (33,2 %) находятся в предпенсионном возрасте (44-54 г.).

Согласно статистике среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) за 2012 год составляет 43564 человека.

Территория нашей республики богата природными, культурно-историческими и этнографическим достопримечательностями, где проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. За последние два десятилетия происходит увеличение количества предпринимателей, занятых в сфере туризма, развивается инфраструктура сельской туристской индустрии. Шансы, чтобы занять достойное место в экономическом развитии республики в данном направлении, велики.

Наиболее актуальным вопросом в повышении квалификации кадров сферы малого и среднего предпринимательства является необходимость создания условий для стимулирования предпринимателей к вложению средств в самообразование и подготовку персонала для малых предприятий. Наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов способствует повышению качества обучения и воспитания молодежи в сфере предпринимательства, а также обеспечению функционирования учреждений дополнительного образования в данной сфере.

Таким образом, задачей образовательных учреждений всех уровней (от средних школ до ВУЗов) является выявление молодежи и одаренных детей в области предпринимательства. Также основным направлением для отдельных образовательных учреждений и методических объединений является постоянное обновление образовательных программ, основанных на традициях российского образования в сфере предпринимательства.

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения, вступление в силу нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и принятие государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" задают новые векторы развития системы среднего профессионального образования, продиктованные необходимостью создания системы, способной эффективно реагировать на запросы работодателей и предоставлять широкий круг возможностей для различных категорий граждан в приобретении актуальных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Исходя из современных требований рынка труда, образовательные стандарты нового поколения ориентированы на конечный результат профессиональной подготовки - на формирование компетенций как результат освоения основных профессиональных образовательных программ, до трети общего объёма (НПО-20%; СПО-30%) которой должны быть отведены на изучение вопросов, связанных с региональными производственными, технологическими и социальными процессами.

Кластерный подход, положенный в основу Концепции системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия), позволит усилить взаимодействие образовательных организаций с работодателями, их объединениями и с другими заинтересованными социальными партнерами для решения актуальных проблем разработки отраслевых профессиональных стандартов и их синхронизации с ФГОС, разработки и обновления примерных основных профессиональных образовательных программ, проведения их профессионально-общественной аккредитации, внедрения "коротких" практикоориентированных модульных программ.