Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | +,- в проц. к 2004 году | +,- в проц. к 2010 году | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Всего ДТП | 1529 | 1487 | 1693 | 1691 | 1578 | 1419 | - 0,1 | - 16,1 | |
погибло | 483 | 480 | 597 | 618 | 568 | 510 | + 6,5 | - 17,5 | |
ранено | 1958 | 1897 | 2230 | 2208 | 2132 | 1916 | + 15,8 | - 13,2 | |
из них по вине | |||||||||
всего ДТП | 1221 | 1177 | 1370 | 1433 | 1364 | 1243 | + 13,4 | - 13,3 | |
погибло | 422 | 419 | 522 | 556 | 525 | 480 | + 23,1 | - 13,7 | |
ранено | 1700 | 1635 | 1958 | 2005 | 1955 | 1762 | + 25,7 | - 12,1 | |
в том числе: | |||||||||
в нетрезвом состоянии | 62 | 74 | 53 | 62 | 54 | 56 | - 20,0 | - 9,7 | |
погибло | 17 | 23 | 13 | 16 | 13 | 19 | - 9,5 | + 18,8 | |
ранено | 75 | 87 | 77 | 81 | 68 | 78 | - 6,0 | - 3,7 | |
превышение скорости | 566 | 567 | 640 | 744 | 630 | 631 | + 83,4 | - 15,2 | |
погибло | 169 | 240 | 242 | 280 | 260 | 273 | + 122,0 | - 2,5 | |
ранено | 711 | 692 | 793 | 882 | 798 | 796 | + 97,5 | - 9,8 | |
обгон | 348 | 357 | 427 | 394 | 415 | 400 | + 53,9 | + 1,5 | |
погибло | 166 | 159 | 250 | 248 | 249 | 228 | + 71,4 | - 8,1 | |
ранено | 619 | 658 | 840 | 720 | 748 | 751 | + 75,9 | + 4,3 | |
по вине пешеходов | |||||||||
всего ДТП | 331 | 333 | 346 | 344 | 276 | 240 | - 25,9 | - 3,2 | |
погибло | 70 | 68 | 80 | 97 | 62 | 54 | - 39,3 | - 44,3 | |
ранено | 273 | 282 | 295 | 261 | 224 | 202 | - 19,8 | - 22,6 | |
с участием детей | |||||||||
всего ДТП | 181 | 180 | 209 | 168 | 166 | 173 | - 9,4 | + 3,0 | |
погибло | 34 | 32 | 41 | 39 | 45 | 41 | + 13,9 | + 5,1 | |
ранено | 176 | 176 | 194 | 151 | 160 | 166 | - 4,6 | + 9,9 | |
неуд.дор. условия | |||||||||
всего ДТП | 107 | 96 | 171 | 128 | 172 | 179 | + 123,8 | + 39,8 | |
погибло | 43 | 33 | 63 | 71 | 78 | 64 | + 120,7 | - 9,9 | |
ранено | 110 | 113 | 210 | 170 | 241 | 227 | + 173,5 | + 33,5 |
Основными причинами ДТП являются:
непрерывное увеличение потока как транзитного транспорта, следующего по дорогам республики, так и зарегистрированных в Республике Дагестан автомототранспортных средств;
низкий уровень дисциплины водителей, который проявляется в пренебрежении нормами и правилами в области безопасности дорожного движения (управление автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушение скоростного режима и правил маневрирования);
несвоевременность оказания медицинской помощи пострадавшим (в том числе детям) в ДТП;
недостаточный уровень подготовки детей дошкольного и школьного возраста к участию в дорожном движении, незнание ПДД, недостаточное внимание взрослых (как родителей, так и учителей) к проблеме безопасности дорожного движения.
Программа ориентирована в том числе на реализацию мероприятий, направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, прежде всего детей.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма позволяет отметить постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести.
Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 18 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 4 раза чаще, нуждаются в госпитализации в 6 раз чаще.
Система организации прибытия медиков на место ДТП и оказания помощи пострадавшим нуждается в совершенствовании.
Одно из мероприятий программы направлено на создание травмоцентров в учреждениях здравоохранения, находящихся на территории г. Махачкалы, а также расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог М-29 "Кавказ", "Астрахань - Махачкала" и "Кочубей – Нефтекумск".
Аналогичные травмоцентры необходимо создать на автомобильной дороге в южном и северном направлениях Республики Дагестан.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.
Необходимо профилактическое воздействие на население через средства массовой информации, путем вовлечения студентов в отряды внештатных сотрудников ГИБДД.
Усугубление обстановки с увеличением количества ДТП и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют координации усилий государства и общества, концентрации федеральных и республиканских ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти при возможно более полном учете интересов граждан.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
социально-экономической остротой проблемы;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы;
необходимостью привлечения к решению проблемы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, отобранных на конкурсной основе.
Проблема безопасности дорожного движения для Республики Дагестан существует как комплекс нерешенных организационных, технических и финансовых аспектов. Решить ее действиями отдельных органов государственной власти практически невозможно, проблема носит межведомственный стратегический характер.
Решение проблемы соответствует приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан.