В 2006 году на территории Волгоградской области была начата практическая реализация Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон N 131-ФЗ). За годы работы в новых условиях всеми муниципальными образованиями Волгоградской области был накоплен богатый опыт реализации своих полномочий, форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Принятие Федерального закона N 131-ФЗ создало законодательную основу для самоорганизации граждан. Среди различных форм самоорганизации населения самой массовой является ТОС. Эта форма исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. Основным направлением деятельности ТОС является решение социально значимых для населения вопросов (благоустройство территорий, социальная защита и социальное обслуживание населения, строительство и ремонт дорог, детских игровых площадок, физкультурно-оздоровительных объектов, газификация).
В масштабах Волгоградской области ТОС носит массовый характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления. На территории 437 поселений и 6 городских округов Волгоградской области создано 1955 организаций ТОС, из них 1178 зарегистрированы в качестве юридических лиц. ТОС объединяет 1068812 жителей - 41,09 процента населения Волгоградской области.
ТОС является составной частью системы местного самоуправления и в пределах своих полномочий осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления.
В отдельных муниципальных образованиях Волгоградской области используются инновационные модели взаимодействия органов местного самоуправления с организациями ТОС, предусматривающие реализацию социальных муниципальных программ с участием ТОС.
Вместе с тем для дальнейшего развития и совершенствования системы ТОС недостаточно выстроен механизм сотрудничества ТОС с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Ситуация осложняется невысоким уровнем информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам их взаимодействия с ТОС, особенно в сельских поселениях.
Не в полной мере оказывается содействие обмену опытом между организациями ТОС, а также информационная поддержка деятельности и инициатив ТОС в различных направлениях.
Основными проблемами, сдерживающими развитие ТОС в регионе, являются:
несовершенство механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями ТОС;
недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем территорий муниципальных образований;
низкий уровень активности гражданского общества;
недостаточная информированность населения о ТОС.
В сложившейся ситуации необходима поддержка органов государственной власти Волгоградской области, направленная на укрепление института местного самоуправления, создание условий для повышения качества муниципального управления. Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов, в связи с чем разработана государственная программа.
Необходимость применения программно-целевого метода обусловлена общностью проблем местного самоуправления для всех муниципальных образований области.
В то же время следует отметить, что существуют внешние и внутренние факторы (риски), наступление которых может повлечь за собой снижение показателей реализации государственной программы.
Возможными внешними факторами (рисками) реализации государственной программы являются:
общее замедление социально-экономического развития Волгоградской области и Российской Федерации;
внесение изменений в федеральное законодательство.
Возможными внутренними рисками реализации государственной программы являются отсутствие финансирования или неполное финансирование из различных источников, предусмотренных государственной программой.
В целях минимизации рисков в процессе реализации государственной программы предусматриваются:
осуществление эффективного управления;
мониторинг выполнения государственной программы, регулярный анализ реализации мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленной цели;
разработка дополнительных мероприятий.
Мероприятия государственной программы требуют бюджетных расходов в течение длительного времени и не могут быть проведены в пределах одного финансового года, а многопрофильный характер предлагаемых к решению вопросов определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения на территории Волгоградской области.
В период реализации государственной программы предполагается уплата в областной и местные бюджеты Волгоградской области налога на доходы физических лиц в 2014 году - 4000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1950,0 тыс. рублей, в 2017 году - 1164,2 тыс. рублей, в 2018 году - 1164,2 тыс. рублей.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 26.09.2016 N 526-п)