Российская Федерация в последние годы уделяет особое внимание проблеме патриотического воспитания граждан. В ходе реализации государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2007 - 2010 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", республиканских целевых программ, "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007 - 2010 годы" и "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2012 - 2015 годы, были достигнуты некоторые положительные изменения в сфере патриотического воспитания. Однако, как отмечается в указанных программах, существует ряд нерешенных проблем. Данные проблемы можно охарактеризовать социальными и моральными вызовами российской государственности:
морально-нравственная дезинтеграция общества;
низкий уровень доверия и социальной солидарности;
нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
усиление миграционных процессов;
недостаточный уровень воспроизводства населения;
снижение физического, социального и психического здоровья населения.
Отдельные проявления подобных тенденций можно наблюдать и в среде молодежи Мордовии.
Целесообразность решения проблем патриотического воспитания программно-целевым методом обусловлена многообразием и взаимосвязанностью проблем патриотического воспитания. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно обеспечить инновационное, социально ориентированное развитие системы патриотического воспитания.
Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод, предполагающий систему целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.
Метод целевых программ при решении проблем образования наряду с четко структурированной содержательной частью Подпрограммы предусматривает создание и использование финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения Подпрограммы.