Российская Федерация в последние годы уделяет особое внимание проблеме патриотического воспитания граждан. В ходе реализации государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2007 - 2010 годы", республиканских целевых программ "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2002 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007 - 2010 годы" были достигнуты некоторые положительные изменения в этой сфере. Однако существует ряд нерешенных проблем, которые можно охарактеризовать социальными и моральными вызовами российской государственности. К их числу можно отнести следующие:
морально-нравственная дезинтеграция общества;
низкий уровень доверия и социальной солидарности;
нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
усиление миграционных процессов;
недостаточный уровень воспроизводства населения;
снижение физического, социального и психического здоровья населения.
Отдельные проявления подобных тенденций можно наблюдать и среди молодежи Мордовии.
Целесообразность решения проблем патриотического воспитания программно-целевым методом обусловлена многообразием и взаимосвязанностью аспектов в данной области. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно обеспечить инновационное, социально ориентированное развитие системы патриотического воспитания. Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод, предполагающий систему целевого, программного, структурного, функционального и комплексного подходов.
Программно-целевой метод при решении проблем патриотического воспитания наряду с четко структурированной содержательной частью системы управления патриотическим воспитанием граждан предусматривает создание и использование финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения государственной программы.
Мероприятия государственной программы носят комплексный характер, согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации.