Недействующий

Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" (с изменениями на 13 июля 2023 года)



Глава 2. СФЕРА ТУРИЗМА


В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в республике туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в регионе значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.


В 2005 - 2010 годах объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился с 48,3 млн. до 246,1 млн. рублей; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 57,4 млн. до 94,7 млн. рублей; санаторно-оздоровительных услуг - с 21,9 млн. до 80,5 млн. рублей. Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами. В 2010 году республику посетили 80,5 тыс. туристов. Особым спросом пользуются санаторно-курортный (18,8 тыс. человек) и профессионально-деловой (31,1 тыс. человек) туризм. В рамках экологического и культурно-этнического туризма Мордовию посетило 5,4 тыс. туристов.


Вместе с тем рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии от мировых и общероссийских стандартов, а его туристский потенциал используется недостаточно. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона. Данное обстоятельство вызывает необходимость формирования современной индустрии туризма и отдыха с целью завоевания собственной ниши в российском туристическом кластере на основе более интенсивного использования имеющегося потенциала.


Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые способны создать единый современный высококачественный туристический продукт, участвовать в развитии отраслевой инфраструктуры. Однако процесс формирования и развития туриндустрии в качестве значимой отрасли территориальной специализации в регионе в настоящее время невозможен без активного координирующего участия государства. Реальная государственная поддержка должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, что подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.


Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемые органами государственной власти меры по развитию туристского комплекса не оказывают значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока как следствие увеличения спроса на услуги туризма в целом не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков, а также недостаточной государственной поддержки сферы туризма в Мордовии происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем. Усилению перечисленных тенденций в ближайшие годы будет способствовать высокий уровень конкуренции между регионами за завоевание туристических позиций и рост популярности зарубежных туров.


Город Саранск с 2004 года регулярно занимает призовые места в федеральном конкурсе "Самый благоустроенный город России". Но общий уровень экономической результативности благоустроенных публичных (коммуникативных) пространств не вызывает оптимизма (это равнозначно можно отнести к промышленным зонам столицы Мордовии и к районам, где сосредоточены важные составляющие ее экономического потенциала). Пространства рядом с такими объектами не представляют интереса для культурного время провождения и коммерческого туризма вследствие того, что основные зоны отдыха и досуга сконцентрированы в центральной части города. Малопривлекательны в этом плане предприятия промышленного и аграрного блоков, расположенные в районах республики. При этом в условиях высоко конкурентного динамично развивающегося рынка туризма формирование туристических групп с использованием старых музейных и туристических технологий бесперспективно по целому ряду причин.


1. Требует решения проблема низкой социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала, недостаточной привлекательности, известности и качества комплексных турпродуктов, представленных производителями туристских услуг городского округа Саранск и муниципальных образований республики.


2. Ограничивают динамичные и эколого-ориентированные тенденции развития республиканского туристского комплекса недостаточные финансовые возможности республиканского бюджета Республики Мордовия.


3. Потенциал для создания и функционирования высококонкурентного туристского комплекса в регионе в настоящее время имеет преимущественно локальное (или межмуниципальное) значение. Развитие делового вида туризма невозможно без культурного развития небольших городов и районов, где расположены объекты промышленного значения как локальные центры туризма.


4. Развитие туриндустрии сдерживается необеспеченностью соответствующей инфраструктурой вследствие разрозненности и неполноты информации о туристических объектах, отсутствия информационных центров в городской черте и районных центрах, конкуренции и различий в ведомственной принадлежности, недостаточности республиканской имиджевой продукции у организаций, осуществляющих прием туристов. Существующие зоны притяжения рабочей силы в основных индустриально-развитых городских кварталах и муниципальных образованиях, являющихся визитными карточками Мордовии, обладают невысокой степенью продвижения и брендирования мордовских товаров. Невысокий уровень выставочно-ярмарочной деятельности и отсутствие комплексной системы информационно-рекламных и прочих видов услуг (за исключением сети фирменных магазинов, функционирующей на некоторых крупных предприятиях республики) в целом не позволяют данным субъектам эффективно использовать занимаемую территорию, повышая тем самым уровень собственной капитализации.


5. Участие Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия в организации постоянно действующих выставочно-ярмарочных экспозиций на базе ООО "Мордовэкспоцентр" с ориентацией на организацию и обеспечение функционирования подобных зон способствует формированию инфраструктуры малого бизнеса в регионе. Однако отсутствие бренд-заводских площадок (или специально-отведенных для этого зон) непосредственно на объектах промышленности, где была бы широко представлена вся выпускаемая номенклатура товаров (с позиций повышения их имиджа и конкурентоспособности), а также отдельные структурные подразделения (цеха, участки) или современные производственно-технологические линии, подготовленные для показа туристам, подавляют реализацию активной микроуровневой маркетинговой стратегии.


6. В организационной структуре управления предприятиями и персоналом не предусмотрены торговые интернет-представительства, выставочные павильоны с функциями проведения тематически ориентированных фокус-групп, дегустационные залы с демонстрацией мордовского агропромышленного кластера. Неразвитость современных форматов сельскохозяйственного и промышленно-культурного девелопмента, привлекательного для профессионально-делового туризма и целевой аудитории разных возрастных групп населения, сдерживают развитие торговой инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества.


7. Недостаточно высокий уровень подготовки кадров для организаций Республики Мордовия, осуществляющих деятельность в сфере туризма, с одной стороны, отрицательно воздействует на тренды массовизации и пиар-компанию, связанную с физической культурой и здоровым образом жизни, а также закреплением имиджа Мордовии как самой спортивной республики, с другой, - задает повышенные требования к структуре рабочих мест, спортивной педагогике, количеству и качеству сферы предоставляемых образовательных услуг, в том числе в логистике, гостиничном и ресторанном сервисе, консалтинговых, тренинговых, информационных, рекламных и прочих услугах. Следовательно, актуализируется тематика, интегрирующая в себе комплексы по организации и проведению ускоренных курсов подготовки кадров в этой области и технологии организации экскурсионных услуг. Инновационные образовательные платформы, созданные на базе высших учебных заведений республики, корпоративных систем подготовки кадров, использующие опыт известных зарубежных и отечественных образовательных структур туристского бизнеса, обеспечат возможность профессиональной мобильности, повысят гибкость управления и клиентоориентированность процессов капитализации человеческих ресурсов. Формирование системы предпрофильной подготовки в данной области должно осуществляться на базе средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Концептуальным положением реализации кадровой политики в сфере туризма станет проведение научных мероприятий по обмену опытом и повышению компетенций организаторов туристской деятельности, лингвистическая подготовка специалистов разного профиля, работающих в объектах туриндустрии региона.


8. Ограниченность бюджетных средств Республики Мордовия требует не только экономного и эффективного их использования, но и выбора фокусного, точечного подхода к развитию туристской инфраструктуры - поэтапного формирования пространственно-временной каркасной сети. В качестве пространственных каркасных узлов - туристско-рекреационных зон - выступают территории, маршруты, объекты инфраструктуры, места сосредоточения информационно-культурных объектов, закрепленные за музеями, выставками, мастерскими и т.п. Временные узлы представляют собой событийные мероприятия, привлекающие к участию туристов. Поэтому привлечение туристов в республику имеет благоприятные предпосылки для развития культурно-познавательного, исторического, санаторно-рекреационного, этнического, экскурсионно-развлекательного, религиозно-паломнического и спортивного туризма в средне- и долгосрочной перспективе.