Важное значение для успешной реализации подпрограммы имеет прогнозирование возможных рисков достижения основной цели, решения задач подпрограммы, оценки их масштабов и последствий, а также формирования системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации подпрограммы, что может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации ее мероприятий. Для минимизации воздействия данной группы рисков предлагается проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве в сферах культуры, туризма и смежных областях, а также в системе патриотического воспитания.
Финансовые риски детерминированы процессами возникновения бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь за собой недофинансирование, сокращение или прекращение подпрограммных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферы культуры и туризма.
Макроэкономические риски вызваны возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляции, а также кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Это может привести к снижению инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованному росту стоимости услуг в них, а также существенно снизить объем предоставляемых населению платных услуг в указанных отраслях экономики и социальной сферы. Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на потребительских предпочтениях населения. Эти риски могут отразиться на реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Снижение вероятности данной группы рисков предусматривается в рамках мероприятий подпрограммы, ориентированных на совершенствование государственного регулирования, в том числе на повышение инвестиционной привлекательности и экономическое стимулирование.
Административные риски обусловлены неэффективным управлением реализацией мероприятий подпрограммы и низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может привести не только к потере управляемости отраслей культуры и туризма, но и к нарушению планируемых сроков реализации мероприятий подпрограммы, невыполнению ее цели и задач, недостижению плановых значений показателей, снижению эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий подпрограммы.
Основными условиями минимизации данной группы рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией подпрограммы;