ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2013 года N 577-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2013 N 279-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета, начиная с формирования областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 31.12.2013 N 577-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 09.07.2013 N 279-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области"
Наименование государственной программы | Государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области" |
Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2018 годы |
Подпрограммы государственной программы | Аналитические подпрограммы: |
Наименование администратора государственной программы | Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Перечень исполнителей государственной программы | Департамент финансов Ивановской области, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Департамент управления имуществом Ивановской области, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент спорта и туризма Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, комитет Ивановской области ЗАГС, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Комитет Ивановской области по природопользованию, комитет Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения, комитет Ивановской области по транспорту, Региональная служба по тарифам Ивановской области, служба ветеринарии Ивановской области, служба по охране объектов животного мира Ивановской области, служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (Ивгосжилинспекция), служба государственного строительного надзора Ивановской области, Управление по информатизации Ивановской области, государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ИРО ФСС РФ) |
Цели государственной программы | Содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы |
Объемы ресурсного обеспечения государственной программы по годам ее реализации в разрезе источников финансирования | Общий объем бюджетных ассигнований: |
Примечание:
- Информация по объемам финансирования, помеченным знаком "*", подлежит уточнению при составлении областного и федерального бюджетов на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие годы.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
В течение 2009 - 2012 годов на территории Ивановской области реализовывались активные меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда в период финансово-экономического кризиса и обеспечение эффективной занятости населения.
Благодаря реализации мероприятий по содействию занятости 130,8 тысячи человек из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве смогли найти подходящую работу.
Была обеспечена временная занятость 37 тысяч работников, попавших под угрозу увольнения, и свыше 20 тысяч безработных и ищущих работу граждан.
Более 3 тысяч работников организаций и 18,3 тысячи безработных граждан использовали предоставленную им возможность получить новую профессию, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
Финансовую помощь на организацию собственного бизнеса и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости, получили свыше 3 тысяч человек.
Стажировку по полученной профессии прошли более 2 тысяч выпускников учреждений профессионального образования. После ее завершения каждый третий молодой специалист трудоустроился на постоянную работу по месту прохождения практики.
В мероприятиях программ, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, приняли участие почти 479 тысяч жителей области.
В целом предпринятые за последние годы меры способствовали стабилизации ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда.
Общее число безработных, рассчитываемое по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшилось с 59,4 тысячи в 2009 году до 35,0 тысячи в 2012 году. Уровень занятости населения увеличился соответственно с 58,1% до 64,2%.
Численность официально зарегистрированных безработных сократилась в 2 раза и составила по итогам 2012 года 10,6 тысячи человек.
К концу 2012 года было достигнуто исторически минимальное значение уровня регистрируемой безработицы - 1,47% от численности экономически активного населения.
Существенно повысился спрос работодателей на рабочую силу. На конец 2012 года в банке вакансий службы занятости насчитывалось более 13,5 тысячи свободных рабочих мест. На одного соискателя приходилось до двух вакансий, тогда как в 2009 году на одно вакантное место, заявленное работодателями в службу занятости, претендовало 5 человек.
Вместе с тем, в Ивановской области по-прежнему сохраняется территориальная дифференциация показателей рынка труда. В 19 муниципальных образованиях уровень безработицы превышает средний показатель по области, а коэффициент напряженности варьируется в интервале от 0,3 до 43 незанятых граждан в расчете на одну вакансию. Наиболее сложная ситуация с безработицей сложилась в Верхнеландеховском и Ильинском районах (уровень официальной безработицы - 7,0%), Юрьевецком районе (4,9%), Пучежском районе (4,8%).
Период поиска работы увеличился до 5,8 месяца. У граждан с ограниченными возможностями здоровья период поиска работы превысил 7 месяцев, а у жителей сельской местности и монопрофильных территорий он превысил 6 месяцев.
Высокой остается доля граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве: инвалидов - более 18%; родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, - 22%, длительно неработающих - свыше 16%, граждан в предпенсионном возрасте - почти 15%.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере занятости населения
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | 2009 факт | 2010 факт | 2011 факт | 2012 факт | 2013 |
1 | Уровень безработицы населения (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) | % | 10,8 | 7,6 | 6,6 | 6,3 | 6,2 |
2 | Уровень регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год) | % | 3,9 | 3,5 | 2,7 | 1,9 | 1,4 |
3 | Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год) | человек на 1 вакансию | 4,4 | 2,5 | 1,7 | 0,9 | 0,6 |
4 | Численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год) | человек | 21,2 | 19,4 | 15,3 | 10,6 | 7,7 |
В январе - мае 2013 года показатели регистрируемой безработицы имели положительную динамику. К началу июня уровень безработицы снизился до 1,3% против 1,5% в начале года, напряженность на рынке труда сократилась с 0,7 до 0,4 человека на одну вакансию.
По прогнозным оценкам, официальная безработица (в среднегодовом исчислении) уменьшится в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 27,4%, а ее уровень сократится на 0,5 процентного пункта и составит 1,4%.
В среднесрочной перспективе ожидается возникновение новых факторов напряженности на рынке труда:
- увеличение налогооблагаемой базы индивидуальным предпринимателям повлечет за собой приток на рынок труда граждан, ранее осуществлявших деятельность в сфере предпринимательства;
- в связи с применением работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников предприятий будет испытывать необходимость в поиске вариантов вторичной занятости.
Потребность в услугах службы занятости также будет увеличиваться за счет повышения их доступности для населения области, в том числе посредством предоставления услуг в электронном виде. По прогнозной оценке, ежегодно порядка 35 тысяч граждан будут обращаться в центры занятости населения Ивановской области за содействием в трудоустройстве.
Инерционный сценарий развития ситуации на рынке труда предполагает сохранение основных показателей работы службы занятости на достигнутом уровне. Вместе с тем, ситуация на рынке труда Ивановской области может радикально измениться в зависимости от динамики развития региональной экономики. В 2013 году появились первые признаки замедления роста российской экономики, что может оказать негативное влияние на состояние рынка труда Ивановской области.
В течение 2009 - 2012 годов на территории Ивановской области осуществлен комплекс мер, направленных на улучшение условий и охраны труда работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области. Приняты законы Ивановской области и другие нормативные правовые акты в области охраны труда. Вопросы охраны труда рассматривались на заседаниях Правительства Ивановской области, совещаниях с главами муниципальных образований Ивановской области, заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда, областных и муниципальных совещаниях, круглых столах с работодателями и работниками организаций. Меры по улучшению условий и охраны труда реализовывались в рамках плана мероприятий на 2012 - 2013 годы, утвержденного областной межведомственной комиссией по охране труда.
На конец 2012 года работодателями области на мероприятия по охране труда израсходовано более 483,9 млн. рублей. Затраты в расчете на одного работающего составили 3565,5 рубля. Прошли обучение, переподготовку и повышение квалификации по охране труда более 15 тысяч руководителей, специалистов организаций, представителей общественного контроля.
Снизилось с 2,5 до 2,3 количество работников, получивших производственные травмы различной степени тяжести на производстве в расчете на 1000 работающих. Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих сократилась с 0,08 до 0,066. Не возрастает уровень впервые установленных профессиональных заболеваний работников.
Вместе с тем, высокой остается доля работников, занятых в условиях труда, не соответствующих гигиеническим нормативам: более 30% (30,2%), из них женщины составляют более 20% (20,2%). Не сокращается удельный вес работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с занятостью во вредных условиях труда. Недостаточными темпами проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.
В январе - июне текущего года показатели производственного травматизма имели отрицательную динамику к соответствующему периоду прошлого года. Количество групповых несчастных случаев на производстве возросло с 1 до 6. Травмы тяжелой степени тяжести получили 27 человек, что на 42% превышает уровень 2012 года.
Инерционный сценарий развития ситуации в области охраны труда предполагает сохранение основных показателей работы на достигнутом уровне. Ситуация может радикально измениться в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", направленного на формирование единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
3. Цель (цели) и ожидаемые результаты реализации государственной программы
Целью реализации государственной программы является содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы.
Уровень официально регистрируемой безработицы будет сохранен на достигнутых минимальных значениях (1,4% - 1,3%) от численности экономически активного населения. Уровень безработицы, определяемой по методологии МОТ, будет поступательно снижаться и может достигнуть к 2018 году 5,6%.
Уровень производственного травматизма сократится до 2 человек, пострадавших на производстве, в расчете на 1000 работающих. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, будет снижаться и достигнет к 2016 году 27,5%.
Напряженность на региональном рынке труда сохранится на низком уровне - на каждого незанятого гражданина, зарегистрированного в государственной службе занятости, будет приходиться до двух и более вакансий.
Оценка ожидаемых результатов государственной программы построена на прогнозе социально-экономического развития Ивановской области, предполагающем поступательный рост региональной экономики в среднесрочной перспективе. Если темпы роста экономики области окажутся существенно ниже прогнозируемых, значения целевых индикаторов (показателей) реализации государственной программы могут существенно отклониться от плановых. В случае наступления рецессии (отрицательные темпы роста экономики области на протяжении нескольких кварталов) для стабилизации ситуации на региональном рынке труда потребуется принятие дополнительных мер и выделение дополнительных финансовых ресурсов.
Таблица 2. Целевые индикаторы (показатели) реализации государственной программы
N | Наименование целевого индикатора (показателя) | Ед. изм. | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
1 | Уровень безработицы населения (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) | % | 6,3 | 6,2 | 6,0 | 5,9 | 5,7 | 5,6 | 5,6 |
2 | Уровень регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год) | % | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
3 | Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год) | человек на 1 вакансию | 0,9 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
4 | Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона | % | 30,2 | 29,0 | 27,8 | 27,7 | 27,5 | - | - |
5 | Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих | человек на 1000 работающих | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,0 | - | - |
6. | Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих | человек на 1000 работающих | 0,066 | 0,06 | 0,05 | 0,05 | 0,04 | - | - |
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 1, 4, 5, 6 таблицы 2 определяются по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат).
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 таблицы 2 определяются на основе форм федерального статистического наблюдения как соотношение среднегодового числа официально зарегистрированных безработных граждан и среднегодовой численности экономически активного населения.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 3 таблицы 2 определяются на основе форм федерального статистического наблюдения как соотношение среднегодовой численности зарегистрированных незанятых граждан и среднегодового количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы достигаются преимущественно путем организации оказания государственных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в том числе:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;