Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" (с изменениями на 31 декабря 2019 года)



1.4. Торгово-транспортно-логистический комплекс


В структуре торгово-транспортно-логистического комплекса горных территорий торговля занимает ведущие позиции.


На долю горных территорий в 2010 году приходилось около 9 процентов общего оборота розничной торговли республики, что составляет 28,5 млрд. рублей.


Оборот розничной торговли на душу населения в 2010 году составил 32,3 тыс. руб./чел., что существенно ниже среднереспубликанского и среднероссийского (96,5 тыс. руб. и 115,2 тыс. руб. соответственно) показателей. Оптовая торговля в горных территориях развита недостаточно.


Из всех видов транспорта в горных территориях функционирует только автомобильный. В 2010 году грузооборот составил 708,8 млн. т/км, пассажирооборот - 692,5 млн. пасс.-км. За 2006-2010 годы отмечено снижение грузооборота на 11,1 процента, пассажирооборота - на 16,7 процента. На пассажирских маршрутах общего пользования задействовано 533 автотранспортные единицы, в том числе 224 автобуса и 309 маршрутных таксомоторов.


Протяженность автомобильных дорог общего пользования в границах горных территорий на 1 января 2011 года составляет 5471,7 км, из них федерального значения - 54 км, республиканского значения (IV категория) - 1563,2 км, местного значения (V категория) - 3854,5 километра. Протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием - 1143,8 км, с гравийным покрытием - 4327,9 километра. Плотность автомобильных дорог покрытием общего пользования на 1 января 2011 года составляет 245,4 км/1000 кв. км. На автодорогах горных территорий имеется 944 моста общей погонной длиной 19780,5 метра.


Многие участки дорог республиканского значения, проходящие в горной части республики, по техническим параметрам и транспортно-эксплуатационным показателям не соответствуют современным требованиям безопасности движения и нуждаются в реконструкции. Восемь районных центров не имеют связи с опорной сетью автодорог с асфальтобетонным покрытием. В горной части высока доля местных дорог, по своим техническим параметрам не соответствующих нормативам даже V технической категории (более 70 процентов). К 35 населенным пунктам в Тляратинском, Цумадинском, Рутульском, Ахтынском и Ботлихском районах вообще нет подъездных дорог. Многие муниципальные образования являются "тупиковыми", и между ними необходимо построить автомобильные дороги для осуществления товарообмена и организации туризма. К таким районам относятся Агульский, Акушинский, Ахвахский, Дахадаевский, Лакский, Рутульский, Курахский, Кулинский, Чародинский, Цунтинский, Цумадинский, Тляратинский. При неблагоприятных погодных условиях затруднен проезд к значительной части населенных пунктов.


Все автодороги, на которых существует или предусматривается регулярное движение транспорта общего пользования (по регулярным маршрутам), должны иметь соответствующую пропускную способность (не ниже IV категории, с хорошим или удовлетворительным состоянием полотна автодороги).


Для улучшения транспортной обеспеченности населенных пунктов необходимо строить новые железобетонные или сталебетонные мосты.


Ранее практически со всеми горными районами имелось воздушное сообщение. В результате износа существующего авиапарка малой авиации и отсутствия новых машин, а также улучшения дорожных и транспортных условий эта отрасль перестала существовать. В то же время в республике малая авиация имеет огромные перспективы, связанные с развитием туристско-рекреационной отрасли. Создание инфраструктуры для этого не потребует больших затрат в связи с наличием сохранившихся площадок аэродромов.