Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2013 года N 1774-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 21.03.2014 N 230-п, от 25.08.2014 N 829-п, от 30.10.2014 N 1111-п, от 30.12.2014 N 1414-п, от 24.03.2015 N 330-п, от 29.04.2015 N 457-п, от 23.12.2015 N 1381-п, от 03.03.2016 N 217-п, от 29.04.2016 N 516-п, от 03.06.2016 N 648-п, от 09.12.2016 N 1281-п)


В соответствии с постановлением Правительства области от 17.01.2013 N 7-п "О Программе Правительства области на среднесрочный период 2013 - 2015 годов и внесении изменения в постановление Правительства области от 09.02.2012 N 87-п"  ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2016 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики.

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 24.03.2015 N 330-п, от 23.12.2015 N 1381-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Первый заместитель
Губернатора области -
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 30.12.2013 N 1774-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

 (в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 21.03.2014 N 230-п, от 25.08.2014 N 829-п, от 30.10.2014 N 1111-п, от 30.12.2014 N 1414-п, от 24.03.2015 N 330-п, от 29.04.2015 N 457-п, от 23.12.2015 N 1381-п, от 03.03.2016 N 217-п, от 29.04.2016 N 516-п, от 03.06.2016 N 648-п, от 09.12.2016 N 1281-п)

ПАСПОРТ ОЦП

 (в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 23.12.2015 N 1381-п)

Сроки реализации ОЦП

2014 - 2016 годы

Куратор ОЦП

заместитель Председателя Правительства области Авдеев М.А., тел. 78-60-40

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п)

Ответственный исполнитель

департамент промышленной политики Ярославской области (далее - ДПП ЯО)

заместитель директора - председатель комитета промышленной политики ДПП ЯО Полищук С.С., тел. 40-05-01;
председатель комитета экономики и развития конкуренции ДПП ЯО Суханова Е.В., тел. 40-05-33

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п)

Электронный адрес размещения информации об ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx


 Общая потребность в финансовых ресурсах

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования, тыс. руб.

всего

2014 год

2015 год

2016 год

Предусмотрено законом об областном бюджете:

- областные средства

365085,58

39062,15

198913,81

127109,62

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

- внебюджетные источники

2980807,35

211185,75

1882555,00

887066,60

Итого по ОЦП

3345892,93

250247,9

2081468,81

1014176,22


 I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 30.12.2014 N 1414-п)


1. Описание текущей ситуации в промышленности Ярославской области.

1.1. Ярославская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов Российской Федерации. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе в 2013 году работало 3978 предприятий и организаций промышленных видов деятельности, среднегодовая численность работников, занятых в промышленном производстве, - 120,9 тыс. человек. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в 2012 году составил 251514,7 млн. руб., в 2013 году - 271975,5 млн. руб., темп роста к 2012 году - 108,1 процента. Одновременно с общим ростом объемов производства продукции промышленность региона поддерживает высокие показатели инновационной активности. Доля инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных организациями промышленного производства, в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг в 2009 - 2012 годах составила (в процентах): в 2009 году - 8,32, в 2010 году - 12,53, в 2011 году - 11,79, в 2012 году - 15,69. По показателю уровня затрат на технологические инновации Ярославская область в 2013 году заняла второе место в Центральном федеральном округе (13129,3 млн. рублей) после Калужской области (15574,8 млн. рублей).

Рост инновационной активности сопровождается увеличением расходов на научные исследования и разработки с 689 млн. рублей в 2000 году до 6215 млн. рублей в 2013 году. При этом доля расходов бюджета выросла с 31,4 процента в 2000 году до 54,5 процента в 2013 году, доля инвестиций предпринимательского сообщества увеличилась с 9,8 до 17,0 процента соответственно, доля расходов на прикладные исследования в 2000 году составляла 9,4 процента, в 2013 году - 20,3 процента. В то же время вклад собственных средств научных организаций за 13 лет сократился с 57,7 до 24,0 процента.

В последние годы в Ярославской области закрепилась положительная тенденция конвертации научных знаний в оформленные результаты интеллектуальной деятельности. За период 2010 - 2013 годов в регионе значительно выросло число заявок на патенты (с 282 до 346). По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в Ярославской области в 2010 году выдано 240 патентов, в 2011 году - 246, в 2012 году - 292, в 2013 - 250. Вместе с тем за период 2010 - 2013 годов выросли показатели использования результатов интеллектуальной деятельности с 289 до 650. В 2013 году в регионе использовалась 2841 производственная технология, при этом за год число разработанных новых передовых производственных технологий составило 29 единиц.

1.2. В дополнение к статистическим показателям, характеризующим состояние промышленного сектора экономики, необходимо проанализировать качественные факторы, характеризующие сильные и слабые стороны промышленности области (SWOT-анализ).

К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества промышленности области, относятся:

- развитая производственная база и сбалансированная структура промышленности;

- наличие резервов инфраструктуры и неиспользуемых производственных площадей;

- широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным потребителям;

- развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок;

- наличие развитой инфраструктуры для подготовки и переподготовки кадров;

- высокая изобретательская и патентная активность.

В дополнение к конкурентным преимуществам промышленного сектора экономики следует выделить конкурентные преимущества Ярославской области в целом:

- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;

- развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;

- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;

- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;

- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;

- использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации в Ярославской области.

Указанные конкурентные преимущества промышленного сектора и экономики в целом являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности региона.

Слабыми сторонами и угрозами для развития промышленного сектора экономики Ярославской области являются:

- устаревание модельного ряда и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой - неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики на федеральном уровне, а также незначительной инновационной активностью и высокой энергоемкостью промышленной продукции;

- ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью, выпускаемой предприятиями региона. Ограниченность участия ярославских предприятий в полной цепочке создания добавленной стоимости усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создания совместных предприятий с иностранными производителями;

- производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический и моральный износ основных фондов, нехватка долгосрочных инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;

- высокая стоимость и значительные удельные затраты на энергетические ресурсы, потребляемые промышленными предприятиями области;

- отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий, использование устаревших технологий и оборудования;

- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, развитие системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;

- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований;

- сокращение общего количества организаций, ведущих научные исследования и разработки в сфере промышленного производства;

- низкие показатели удельных расходов на научные исследования и разработки в сфере промышленного производства по сравнению со средними показателями регионов Центрального федерального округа и Российской Федерации;

- недостаточная информированность и готовность значительного числа предприятий области к изменяющимся условиям работы при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).

Создание условий для развития промышленности Ярославской области и повышения ее конкурентоспособности является одной из важнейших задач промышленной политики Ярославской области.

2. Описание текущей ситуации в сфере народных художественных промыслов Ярославской области.

2.1. Народные художественные промыслы Ярославской области, сохраняющие самобытные традиции, места бытования, художественную школу, преемственность поколений и династий, являются частью единой культурной среды в общем национальном культурном достоянии региона и относятся к объектам культурного наследия Ярославской области.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству, разнообразию видов, стилистических особенностей и охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, - важная государственная задача.

По состоянию на 01 января 2014 года в Ярославской области деятельность в сфере народных художественных промыслов осуществляют 17 организаций (9 из них производят изделия, представляющие значительную культурно-историческую ценность) и 63 индивидуальных предпринимателя. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, составляет 1500 человек. Кроме того, вне организаций (на дому) работают более 500 мастеров.

Ярославская область совместно с Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Челябинской областями и городом Санкт-Петербургом относится к субъектам Российской Федерации, на долю которых приходится около 50 процентов объема производства изделий народных художественных промыслов, производимых в стране.

Организациями и индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере народных художественных промыслов Ярославской области, в 2012 году изготовлено изделий народных художественных промыслов на сумму 234274 тыс. руб., в 2013 году - 221791 тыс. рублей. Наблюдаемый спад производства характеризует в целом сложившуюся ситуацию в отрасли.

2.2. Факторы, характеризующие сильные и слабые стороны в сфере народных художественных промыслов Ярославской области (SWOT-анализ).

К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества, относятся:

- наличие исторически сложившихся традиций и собственных компетенций в области народных художественных промыслов;

- самобытность и уникальность изделий художественных промыслов Ярославской области;

- известность организаций народных художественных промыслов Ярославской области на мировом уровне;

- наличие ресурсов для возрождения и развития народных художественных промыслов;

- высокий историко-культурный потенциал региона, принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";

- наличие устоявшегося календаря туристских событий, высокий туристский поток.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»