ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 года N 1774-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 21.03.2014 N 230-п, от 25.08.2014 N 829-п, от 30.10.2014 N 1111-п, от 30.12.2014 N 1414-п, от 24.03.2015 N 330-п, от 29.04.2015 N 457-п, от 23.12.2015 N 1381-п, от 03.03.2016 N 217-п, от 29.04.2016 N 516-п, от 03.06.2016 N 648-п, от 09.12.2016 N 1281-п)
В соответствии с постановлением Правительства области от 17.01.2013 N 7-п "О Программе Правительства области на среднесрочный период 2013 - 2015 годов и внесении изменения в постановление Правительства области от 09.02.2012 N 87-п" ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2016 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 24.03.2015 N 330-п, от 23.12.2015 N 1381-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Первый заместитель
Губернатора области -
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 21.03.2014 N 230-п, от 25.08.2014 N 829-п, от 30.10.2014 N 1111-п, от 30.12.2014 N 1414-п, от 24.03.2015 N 330-п, от 29.04.2015 N 457-п, от 23.12.2015 N 1381-п, от 03.03.2016 N 217-п, от 29.04.2016 N 516-п, от 03.06.2016 N 648-п, от 09.12.2016 N 1281-п)
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 23.12.2015 N 1381-п)
Сроки реализации ОЦП | 2014 - 2016 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Председателя Правительства области Авдеев М.А., тел. 78-60-40 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п) | ||
Ответственный исполнитель | департамент промышленной политики Ярославской области (далее - ДПП ЯО) | заместитель директора - председатель комитета промышленной политики ДПП ЯО Полищук С.С., тел. 40-05-01; |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п) | ||
Электронный адрес размещения информации об ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx |
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2016 N 1281-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования, тыс. руб. | |||
всего | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||
- областные средства | 365085,58 | 39062,15 | 198913,81 | 127109,62 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | ||||
- внебюджетные источники | 2980807,35 | 211185,75 | 1882555,00 | 887066,60 |
Итого по ОЦП | 3345892,93 | 250247,9 | 2081468,81 | 1014176,22 |
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 30.12.2014 N 1414-п)
1. Описание текущей ситуации в промышленности Ярославской области.
1.1. Ярославская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов Российской Федерации. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе в 2013 году работало 3978 предприятий и организаций промышленных видов деятельности, среднегодовая численность работников, занятых в промышленном производстве, - 120,9 тыс. человек. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в 2012 году составил 251514,7 млн. руб., в 2013 году - 271975,5 млн. руб., темп роста к 2012 году - 108,1 процента. Одновременно с общим ростом объемов производства продукции промышленность региона поддерживает высокие показатели инновационной активности. Доля инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных организациями промышленного производства, в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг в 2009 - 2012 годах составила (в процентах): в 2009 году - 8,32, в 2010 году - 12,53, в 2011 году - 11,79, в 2012 году - 15,69. По показателю уровня затрат на технологические инновации Ярославская область в 2013 году заняла второе место в Центральном федеральном округе (13129,3 млн. рублей) после Калужской области (15574,8 млн. рублей).
Рост инновационной активности сопровождается увеличением расходов на научные исследования и разработки с 689 млн. рублей в 2000 году до 6215 млн. рублей в 2013 году. При этом доля расходов бюджета выросла с 31,4 процента в 2000 году до 54,5 процента в 2013 году, доля инвестиций предпринимательского сообщества увеличилась с 9,8 до 17,0 процента соответственно, доля расходов на прикладные исследования в 2000 году составляла 9,4 процента, в 2013 году - 20,3 процента. В то же время вклад собственных средств научных организаций за 13 лет сократился с 57,7 до 24,0 процента.
В последние годы в Ярославской области закрепилась положительная тенденция конвертации научных знаний в оформленные результаты интеллектуальной деятельности. За период 2010 - 2013 годов в регионе значительно выросло число заявок на патенты (с 282 до 346). По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в Ярославской области в 2010 году выдано 240 патентов, в 2011 году - 246, в 2012 году - 292, в 2013 - 250. Вместе с тем за период 2010 - 2013 годов выросли показатели использования результатов интеллектуальной деятельности с 289 до 650. В 2013 году в регионе использовалась 2841 производственная технология, при этом за год число разработанных новых передовых производственных технологий составило 29 единиц.
1.2. В дополнение к статистическим показателям, характеризующим состояние промышленного сектора экономики, необходимо проанализировать качественные факторы, характеризующие сильные и слабые стороны промышленности области (SWOT-анализ).
К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества промышленности области, относятся:
- развитая производственная база и сбалансированная структура промышленности;
- наличие резервов инфраструктуры и неиспользуемых производственных площадей;
- широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным потребителям;
- развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок;
- наличие развитой инфраструктуры для подготовки и переподготовки кадров;
- высокая изобретательская и патентная активность.
В дополнение к конкурентным преимуществам промышленного сектора экономики следует выделить конкурентные преимущества Ярославской области в целом:
- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;
- развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;
- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;
- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;
- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;
- использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации в Ярославской области.
Указанные конкурентные преимущества промышленного сектора и экономики в целом являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности региона.
Слабыми сторонами и угрозами для развития промышленного сектора экономики Ярославской области являются:
- устаревание модельного ряда и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой - неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики на федеральном уровне, а также незначительной инновационной активностью и высокой энергоемкостью промышленной продукции;
- ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью, выпускаемой предприятиями региона. Ограниченность участия ярославских предприятий в полной цепочке создания добавленной стоимости усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создания совместных предприятий с иностранными производителями;
- производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический и моральный износ основных фондов, нехватка долгосрочных инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;
- высокая стоимость и значительные удельные затраты на энергетические ресурсы, потребляемые промышленными предприятиями области;
- отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий, использование устаревших технологий и оборудования;
- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, развитие системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований;
- сокращение общего количества организаций, ведущих научные исследования и разработки в сфере промышленного производства;
- низкие показатели удельных расходов на научные исследования и разработки в сфере промышленного производства по сравнению со средними показателями регионов Центрального федерального округа и Российской Федерации;
- недостаточная информированность и готовность значительного числа предприятий области к изменяющимся условиям работы при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
Создание условий для развития промышленности Ярославской области и повышения ее конкурентоспособности является одной из важнейших задач промышленной политики Ярославской области.
2. Описание текущей ситуации в сфере народных художественных промыслов Ярославской области.
2.1. Народные художественные промыслы Ярославской области, сохраняющие самобытные традиции, места бытования, художественную школу, преемственность поколений и династий, являются частью единой культурной среды в общем национальном культурном достоянии региона и относятся к объектам культурного наследия Ярославской области.
Сохранение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству, разнообразию видов, стилистических особенностей и охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, - важная государственная задача.
По состоянию на 01 января 2014 года в Ярославской области деятельность в сфере народных художественных промыслов осуществляют 17 организаций (9 из них производят изделия, представляющие значительную культурно-историческую ценность) и 63 индивидуальных предпринимателя. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, составляет 1500 человек. Кроме того, вне организаций (на дому) работают более 500 мастеров.
Ярославская область совместно с Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Челябинской областями и городом Санкт-Петербургом относится к субъектам Российской Федерации, на долю которых приходится около 50 процентов объема производства изделий народных художественных промыслов, производимых в стране.
Организациями и индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере народных художественных промыслов Ярославской области, в 2012 году изготовлено изделий народных художественных промыслов на сумму 234274 тыс. руб., в 2013 году - 221791 тыс. рублей. Наблюдаемый спад производства характеризует в целом сложившуюся ситуацию в отрасли.
2.2. Факторы, характеризующие сильные и слабые стороны в сфере народных художественных промыслов Ярославской области (SWOT-анализ).
К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества, относятся:
- наличие исторически сложившихся традиций и собственных компетенций в области народных художественных промыслов;
- самобытность и уникальность изделий художественных промыслов Ярославской области;
- известность организаций народных художественных промыслов Ярославской области на мировом уровне;
- наличие ресурсов для возрождения и развития народных художественных промыслов;
- высокий историко-культурный потенциал региона, принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие устоявшегося календаря туристских событий, высокий туристский поток.