1. Предварительные итоги выполнения региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации области от 12.09.2007 N 395-а "О региональной программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года" (далее - региональная программа).
Основными направлениями деятельности в сфере энергосбережения за период с начала реализации региональной программы являлись:
- проведение энергетических обследований организаций и учреждений, определение потенциала и мероприятий энергосбережения;
- установка приборов учета энергетических ресурсов с целью получения объективных данных об их потреблении;
- внедрение системы ведения топливно-энергетических балансов;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере области за счет их лимитирования;
- развитие когенерации на базе энергетических установок малой и средней мощности, в основном отечественного производства, с реализацией мероприятий по реконструкции и модернизации существующих котельных и переводом их в режим комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, пропаганда и обучение эффективному использованию энергетических ресурсов.
В период реализации региональной программы выполнен большой объем работ по оснащению бюджетных учреждений приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, уровень оснащенности доведен до 90 - 95 процентов. В то же время необходимо отметить, что уровень оснащенности приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов пока остается низким и не превышает 20 - 40 процентов в различных муниципальных районах области, особенно низок уровень оснащенности приборами учета тепловой энергии.
В отношении учета потребляемых энергетических ресурсов также необходимо отметить, что в области на сегодняшний день отсутствует полномасштабная система автоматизированного учета потребления энергетических ресурсов на объектах социальной сферы и жилищного фонда, хотя в рамках реализации пилотных проектов проработаны технические решения и получен определенный опыт функционирования таких систем.
В жилищном фонде основной проблемой, препятствующей проведению мероприятий по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, является высокая стоимость таких мероприятий, вызванная прежде всего техническим состоянием жилищного фонда и возникающей в отдельных случаях необходимостью установки нескольких приборов учета на один многоквартирный жилой дом.
Для решения этой проблемы требуется разработка проектно-сметной документации на каждый многоквартирный дом, оценка уровня затрат на установку приборов учета по каждому дому и принятие решения о субсидировании из бюджета области расходов собственников жилых помещений на установку приборов учета, в случае если эти расходы превышают определенный уровень (социальный норматив расходов на установку общедомовых приборов учета).
Большинство задач, намеченных региональной программой, выполнено или находится в стадии завершения.
За период действия региональной программы были достигнуты следующие результаты (по состоянию на 01.01.2013):
- в 2011 году в целях совершенствования нормативно-правовой базы и в связи с изменениями в федеральном законодательстве в сфере энергосбережения принят Закон Ярославской области от 5 октября 2011 года N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области";
- проведено 858 энергетических обследований в бюджетных учреждениях;
- приняты и реализуются муниципальные программы энергосбережения во всех муниципальных районах и городских округах области;
- создана информационно-аналитическая система топливно-энергетических балансов муниципальных образований области и региона в целом;
- для 311 государственных учреждений на основе данных информационно-аналитической системы топливно-энергетических балансов разработаны и утверждены лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на 2011, 2012 и 2013 годы;
- установлены целевые показатели энергетической эффективности, которые должны быть достигнуты в результате реализации программ энергосбережения, по 317 регулируемым организациям;
- введены в эксплуатацию 5 когенерационных газопоршневых установок;
- совместно с Ярославским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" проведено обучение свыше 500 представителей бюджетных учреждений;
- в бюджетных учреждениях установлено 1162 прибора учета тепловой энергии, 1929 приборов учета холодной воды;
- в жилищном фонде установлены 1231 общедомовой прибор учета тепловой энергии, 2768 общедомовых приборов учета воды, 8557 общедомовых приборов учета электрической энергии.
Кроме того, получена объективная информация о состоянии дел в сфере производства, передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов, определен потенциал энергосбережения, разработаны основные направления деятельности в сфере энергосбережения на очередной период.
Проведение энергосберегающих мероприятий позволило сэкономить 9634,4 тонны условного топлива.
2. Характеристика текущего состояния использования энергетических ресурсов и энергосбережения в отраслях экономики и бюджетной сфере Ярославской области.
Основной проблемой в сфере энергосбережения остается низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и социальной сферы Ярославской области.