Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 24.06.2016)


 I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы


1. Предварительные итоги выполнения региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации области от 12.09.2007 N 395-а "О региональной программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года" (далее - региональная программа).

Основными направлениями деятельности в сфере энергосбережения за период с начала реализации региональной программы являлись:

- проведение энергетических обследований организаций и учреждений, определение потенциала и мероприятий энергосбережения;

- установка приборов учета энергетических ресурсов с целью получения объективных данных об их потреблении;

- внедрение системы ведения топливно-энергетических балансов;

- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере области за счет их лимитирования;

- развитие когенерации на базе энергетических установок малой и средней мощности, в основном отечественного производства, с реализацией мероприятий по реконструкции и модернизации существующих котельных и переводом их в режим комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, пропаганда и обучение эффективному использованию энергетических ресурсов.

В период реализации региональной программы выполнен большой объем работ по оснащению бюджетных учреждений приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, уровень оснащенности доведен до 90 - 95 процентов. В то же время необходимо отметить, что уровень оснащенности приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов пока остается низким и не превышает 20 - 40 процентов в различных муниципальных районах области, особенно низок уровень оснащенности приборами учета тепловой энергии.

В отношении учета потребляемых энергетических ресурсов также необходимо отметить, что в области на сегодняшний день отсутствует полномасштабная система автоматизированного учета потребления энергетических ресурсов на объектах социальной сферы и жилищного фонда, хотя в рамках реализации пилотных проектов проработаны технические решения и получен определенный опыт функционирования таких систем.

В жилищном фонде основной проблемой, препятствующей проведению мероприятий по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, является высокая стоимость таких мероприятий, вызванная прежде всего техническим состоянием жилищного фонда и возникающей в отдельных случаях необходимостью установки нескольких приборов учета на один многоквартирный жилой дом.

Для решения этой проблемы требуется разработка проектно-сметной документации на каждый многоквартирный дом, оценка уровня затрат на установку приборов учета по каждому дому и принятие решения о субсидировании из бюджета области расходов собственников жилых помещений на установку приборов учета, в случае если эти расходы превышают определенный уровень (социальный норматив расходов на установку общедомовых приборов учета).

Большинство задач, намеченных региональной программой, выполнено или находится в стадии завершения.

За период действия региональной программы были достигнуты следующие результаты (по состоянию на 01.01.2013):

- в 2011 году в целях совершенствования нормативно-правовой базы и в связи с изменениями в федеральном законодательстве в сфере энергосбережения принят Закон Ярославской области от 5 октября 2011 года N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области";

- проведено 858 энергетических обследований в бюджетных учреждениях;

- приняты и реализуются муниципальные программы энергосбережения во всех муниципальных районах и городских округах области;

- создана информационно-аналитическая система топливно-энергетических балансов муниципальных образований области и региона в целом;

- для 311 государственных учреждений на основе данных информационно-аналитической системы топливно-энергетических балансов разработаны и утверждены лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на 2011, 2012 и 2013 годы;

- установлены целевые показатели энергетической эффективности, которые должны быть достигнуты в результате реализации программ энергосбережения, по 317 регулируемым организациям;

- введены в эксплуатацию 5 когенерационных газопоршневых установок;

- совместно с Ярославским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" проведено обучение свыше 500 представителей бюджетных учреждений;

- в бюджетных учреждениях установлено 1162 прибора учета тепловой энергии, 1929 приборов учета холодной воды;

- в жилищном фонде установлены 1231 общедомовой прибор учета тепловой энергии, 2768 общедомовых приборов учета воды, 8557 общедомовых приборов учета электрической энергии.

Кроме того, получена объективная информация о состоянии дел в сфере производства, передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов, определен потенциал энергосбережения, разработаны основные направления деятельности в сфере энергосбережения на очередной период.

Проведение энергосберегающих мероприятий позволило сэкономить 9634,4 тонны условного топлива.

2. Характеристика текущего состояния использования энергетических ресурсов и энергосбережения в отраслях экономики и бюджетной сфере Ярославской области.

Основной проблемой в сфере энергосбережения остается низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и социальной сферы Ярославской области.