Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 22.06.2017)


 I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В соответствии с федеральным законодательством развитие государственной гражданской и муниципальной службы является приоритетным направлением государственной кадровой политики. Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность разработки программ развития государственной гражданской и муниципальной службы субъекта Российской Федерации.

В Республике Тыва реформирование государственной гражданской и муниципальной службы осуществляется в тесной взаимосвязи с проходящей административной реформой и с учетом позитивного опыта в данной сфере деятельности других субъектов Российской Федерации.

Созданная в республике государственная гражданская и муниципальная служба в настоящее время требуют развития и совершенствования с учетом современных требований, предъявляемых к уровню образования и квалификации гражданских и муниципальных служащих.

Кадровый состав органов исполнительной власти Республики Тыва сформирован в пределах штатной численности, утвержденной Указом Главы Республики Тыва от 19 марта 2013 года N 68. Фактическая численность гражданских служащих некоторых государственных органов и органов исполнительной власти Республики Тыва составляет 606 человек.

Возрастная структура персонала до 35 лет - 43 процента, от 35 до 45 лет - 32 процента, от 45 до 55 лет - 24 процента, от 55 лет и старше - 1 процент. Кадры находятся в трудоспособном возрасте. Продолжается тенденция омоложения кадров (до 30 лет - 18,9 процента) гражданских служащих республики.

Доля гражданских служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 90 процентов.

За период с 2010 по 2012 год в порядке должностного роста переведены на другие должности 96 гражданских служащих (14 процентов).

Количество гражданских служащих органов исполнительной власти, прошедших за указанный период профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку и повышение квалификации, составляет 557 человек. Из них в 2010 году - 320 человек, в 2011 году - 128 человек, в 2012 году - 42 человека, в 2013 году - 67 человек.

Учитывая, что в соответствии с частью 5 статьи 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, вышеуказанный процент прошедших профессиональную подготовку, повышение квалификации (за три года) является низким. Кроме того, в некоторых органах исполнительной власти в течение года на повышение квалификации, профессиональную подготовку не был направлен ни один гражданский служащий ("нулевые показатели" за три года в Министерстве дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Министерстве Республики Тыва по делам юстиции - в 2010 и 2012 годах, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, Службе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва и Агентстве по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва - в 2010 и 2011 годах).

На основе информации о составе муниципальных служащих, представленной администрациями муниципальных районов и городских округов, департаментом по вопросам государственной службы и кадрового резерва Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва проведен анализ кадровой ситуации органов местного самоуправления муниципальных образований республики.

Общее количество муниципальных служащих согласно штатной численности составляет 705 человек, фактическая численность штата - 700 человек.

Высшее образование имеют 63 процента муниципальных служащих. Следует отметить, что направление образования муниципального служащего не всегда соответствует специфике занимаемой должности.

По возрастному составу: 39 процентов составляют муниципальные служащие в возрасте до 35 лет, 26 процентов - в возрасте от 35 до 45 лет, 27 процентов - в возрасте от 45 до 55 лет и 8 процентов - в возрасте от 55 лет и старше. То есть представленное процентное соотношение указывает на достаточно молодой кадровый состав муниципальных служащих, в то же время сохранен основной "костяк" служащих со стажем, которые могут поделиться опытом с молодыми коллегами.

420 муниципальных служащих в период с 2010 по 2013 год прошли профессиональную подготовку, стажировку или повысили свою квалификацию - это 48 процентов от общего количества служащих. Такие показатели сложились за счет включения в общее число служащих, прошедших краткосрочные курсы повышения квалификации, которые не всегда являются эффективными.

Программа разработана в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.

Две предыдущие Программы реформирования и развития государственной службы Республики Тыва в 2004 - 2005 и 2011 - 2013 годах не позволили завершить решение проблем правового и организационно-управленческого обеспечения гражданской службы в части:

регламентации деятельности гражданских служащих;

обеспечения сопоставления оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих с качеством оказываемых государственным органом государственных услуг гражданам и организациям;

установления эффективных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

установления открытости и информационной доступности деятельности государственных служащих, что, в свою очередь, способствует устранению условий для коррупции и бюрократизма.

В настоящее время в республике нормативно урегулированы все обязательные вопросы, относящиеся к компетенции субъекта Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. Вместе с тем система постоянного мониторинга применения законодательства в данной сфере не сформирована. Не унифицированы локальные акты органов исполнительной власти, государственных органов республики, принимаемые в целях реализации законодательства о государственной гражданской службе. Отсутствуют критерии эффективности кадровой работы. В деятельности кадровых служб органов исполнительной власти, государственных органов республики недостаточно используются современные методы кадровой работы и информационные технологии.

Анализ реализации Программы развития муниципальной службы позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени вопрос кадровой обеспеченности реформы местного самоуправления (как привлечения квалифицированных кадров на муниципальную службу, так и повышения профессионального уровня работников органов местного самоуправления) продолжает оставаться одним из наиболее актуальных. В соответствии с требованиями законодательства органами государственной власти республики ежегодно оказывается содействие в организации обучения муниципальных служащих.

Особого внимания требует вопрос распространения и совершенствования процедуры конкурсного отбора при поступлении на муниципальную службу, поскольку в условиях отсутствия в федеральном законодательстве данной нормы в качестве обязательной муниципальные образования ограничивают число конкурсов, проводимых при приеме на вакантные должности, что снижает уровень открытости при назначении на должности муниципальной службы.

В связи с принятием ряда нормативных актов по вопросам профилактики и противодействия коррупции на подразделения по вопросам государственной и муниципальной службы и кадров в органах государственной власти и органах местного самоуправления возложены функции по проверке достоверности представляемых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, организация деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и другие. Данная деятельность нуждается в координации и методическом сопровождении в целях повышения ответственности должностных лиц, повышения эффективности проводимой работы.

Средствами массовой информации недостаточно освещаются положительные аспекты деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих. Необходимо повысить информированность жителей республики об условиях и порядке прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, о деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.

В ходе изменения подходов к организации государственного и муниципального управления, реформирования управленческого аппарата выявилась проблема нехватки квалифицированных управленческих кадров нового поколения. В связи с этим по итогам первого заседания Республиканского государственного совета, состоявшегося 21 февраля 2013 года, особое внимание уделено вопросам совершенствования кадровой политики в республике. По итогам указанного мероприятия были разработаны соответствующие правовые акты Республики Тыва.

Резерв управленческих кадров Республики Тыва (далее - резерв), сформированный в 2009 году во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. о формировании кадровых резервов в субъектах Российской Федерации и утвержденный распоряжениями Председателя Правительства Республики Тыва от 18 марта 2009 года N 36-РП и от 27 июля 2009 года N 99-РП, в настоящее время нуждается в серьезном обновлении. В частности, поскольку это резерв руководящих кадров, перечень целевых должностей, на которые формируется республиканский резерв управленческих кадров, в соответствии с Указом Главы Республики Тыва от 22 июля 2013 года N 157 "Об утверждении Положения о резерве управленческих кадров Республики Тыва" дополнен выборными должностями в законодательном органе Республики Тыва, представительных органах муниципальных районов и городских округов Республики Тыва; должностями председателей администраций муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, а также должностями руководителей государственных предприятий, руководителей акционерных обществ, более 25 процентов акций которых находятся в собственности Республики Тыва по отраслям. Таким образом, в резерве управленческих кадров Республики Тыва незамещенными остаются более 50 руководящих должностей, на которые следует провести конкурсный отбор.

Помимо формирования резерва проблемным остается вопрос обучения и подготовки резервистов. С 2009 по 2012 годы по программам дополнительного профессионального образования прошли обучение 122 резервиста, из них по программам "Личность руководителя в системе государственной власти" - 66 человек, "Управление персоналом" и "Экономика и экономические процессы" - 50 человек, "Государственная политика в сфере противодействия и профилактики коррупции" - 5 человек, "Руководитель: личность и компетентность" - 1 человек. Вместе с тем, учитывая изменения, касающиеся перечня целевых должностей, обучение резервистов по соответствующим образовательным программам необходимо продолжить, обратив особое внимание на эффективность программ и дальнейшее применение резервистом полученных в результате обучения знаний и навыков.

Перечисленные проблемы имеют межотраслевой и межведомственный характер, что делает необходимым привлечение к их решению органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и общественных институтов.