Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 23.12.2014)

2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения" на 2014 - 2016 годы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, предоставляемых государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В последние годы в Еврейской автономной области, как и по всей России, принимаются важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки населения. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая базы.

В Еврейской автономной области действует сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.

Социальное обслуживание населения реализуется путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и др. Только в стационарных условиях - при постоянном или временном, а также круглосуточном проживании в учреждениях социальные услуги предоставляются ежегодно порядка 1200 человек, в том числе:

В Биробиджанском психоневрологическом интернате и Валдгеймском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, в Бирофельдском, Хинганском и Бираканском домах-интернатах для престарелых и инвалидов осуществляют социальное обслуживание граждан в стационарных условиях путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе; обеспечивают создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

На обслуживании в вышеназванных учреждениях находится 741 человек, в том числе 161 человек из числа полностью утративших способность к самообслуживанию ("лежачие").

В двух специальных домах для одиноких престарелых граждан проживают и получают социальные услуги 129 человек.

В интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают 388 детей.

В еще больших объемах социальные услуги предоставляются в нестационарных условиях и на дому. Ежегодно в этих условиях социальные услуги предоставляются порядка 1560 гражданам, в том числе:

отделениями срочного социального обслуживания - более 620 человек;

отделениями социального обслуживания на дому - 940 человек.

Несмотря на принятые меры по расширению перечня и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки населения оказываются недостаточно результативными, в том числе с позиций:

сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства;

повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми-инвалидами;

сокращения физического неблагополучия, в том числе инвалидности;

сокращения социального неблагополучия, в том числе социального сиротства детей; сложности решения жилищных проблем молодых и др.

Кроме того, при прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки населения в рамках государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения" на 2014 - 2016 годы (далее - Госпрограмма) учитывалось, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, указами Президента Российской Федерации определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:

доведение охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году до 100%;

решение к 2020 году проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе;

формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде (2014 - 2016 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится:

- вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в населении Еврейской автономной области (с 19,9% в 2012 году до 24,3% в 2016 году). Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;

- вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:

а) материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности части населения;

б) социальное неблагополучие, связанное с социальным сиротством и безнадзорностью детей;

в) физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской.

В результате можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения - и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы.