Годы | Признаны детьми-инвалидами (чел.) | ||
всего (абс.) | первично (абс.) | повторно (абс.) | |
2008 | 2961 | 365 | 2596 |
2009 | 2973 | 344 | 2629 |
2010 | 3015 | 367 | 2836 |
Показатель первичной инвалидности среди детского населения в 2010 году составил 24,8 (в 2008 г. - 22,3, в 2009 г. - 22,8), что ниже, чем по Российской Федерации (в 2010 г. - 28,2) и по Северо-Кавказскому федеральному округу (в 2010 г. - 54,1).
По показателям первичной инвалидности Республика Северная Осетия-Алания занимает 50-е место среди регионов Российской Федерации и самое низкое по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Невысокие показатели инвалидности являются следствием качественного медицинского обслуживания детей и эффективности проводимой учреждениями социального обслуживания населения реабилитационной работы.
Основными причинами детской инвалидности в Республике Северная Осетия-Алания (как и в Российской Федерации в целом) являются психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Структура детской инвалидности за последние годы не претерпела существенных изменений, хотя наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, врожденными заболеваниями глаз.
Одной из существенных составляющих процесса реабилитации детей-инвалидов является реализация мероприятий индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которую включены медицинский, социальный, психолого-педагогический, творческий, профессиональный аспекты реабилитации. Исполнение мероприятий подпрограммы будет осуществляться различными ведомствами, в первую очередь, органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.
Положительный опыт разработки и реализации республиканских целевых программ "Социальная поддержка инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., "Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", "Дом солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., опыт других регионов России подтвердили практическую эффективность и действенность программно-целевого подхода к решению подобных проблем.
Во исполнение Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 июня 2009 года N 193 "Об утверждении республиканских программ в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из социально неблагополучных семей" в рамках Соглашения между Правительством Республики Северная Осетия-Алания, Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализованы республиканская программа "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., республиканская программа "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг.
В соответствии с мероприятиями Программы "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. создан оснащенный реабилитационным оборудованием Центр дневного пребывания для детей-инвалидов, деятельность которого позволила создать в Республике Северная Осетия-Алания условия и возможности для родителей детей-инвалидов вести полноценный образ жизни, сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей-инвалидов.
В рамках Программы организована работа Совета специалистов при Центре дневного пребывания для оказания помощи семьям с детьми-инвалидами и профилактики кризисных ситуаций, оказывается комплексная консультативная помощь семьям. В консультативном центре "Очаг" родители детей-инвалидов общаются, обмениваются опытом, совместно со специалистами Центра находят решение личных проблем, что положительно сказывается и на ребенке, и на внутрисемейных межличностных отношениях.
Важной составляющей деятельности Центра является обучение родителей правильному уходу за детьми, приемам воспитания детей с особенностями в развитии, что, в конечном итоге, повышает качество реабилитационных мероприятий.
Одной из основных социальных задач, поставленных Программой "Открытый мир", является преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечение социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников и общество, позволяющей им принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Снижению показателей инвалидности, одного из целевых индикаторов Программы "Открытый мир", в значительной степени способствует функционирование единой системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на внутри и межведомственном взаимодействии, базирующемся на единых принципах, обеспечивающих этапность, преемственность и индивидуальность программы реабилитации.
Решению этой задачи способствует создание при Научно-методическом отделении по оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Республиканского детского лечебно-реабилитационного центра "Тамиск" Межведомственного совета специалистов. Приняты меры по оснащению Центра медицинским, реабилитационным оборудованием, компьютерной и оргтехникой, которые позволяют организовать работу с детьми-инвалидами и их родителями на более высоком качественном уровне.
За период реализации республиканской программы "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. и республиканской программы "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, составила 44000 человек, в том числе численность детей-инвалидов увеличилась с 1100 человек к началу реализации программ до 1600 человек к началу 2011 года; численность детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, за соответствующий период увеличилась с 1007 до 1447 человек; доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов увеличилась с 41,0% до 43,5%; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами - с 25,0% до 26,1%; доля родителей детей-инвалидов, не имеющих возможности трудоустроиться, снизилась с 79% к началу реализации программ до 70% в общей численности родителей детей-инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.
Социальная интеграция ребенка-инвалида требует активных действий общества не только в плане лечения, но и обеспечения медико-социальных, психологических потребностей больного ребенка и его семьи.
Современные научные исследования показывают огромное значение первых 2 - 3 лет жизни в развитии ребенка.
Именно у семьи, у родителей самая большая ответственность и самые большие возможности. Отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение формируют личность ребенка и стимулируют его дальнейшее развитие.
Особое значение этот период приобретает для детей из группы риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задача профессионалов - помочь семье. Поэтому абилитация как особое направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приобретает все большое значение в современном обществе.
Ее основная задача - создание возможностей, наращивание потенциала, обеспечивающего подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Достоверно доказано, что результат развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями зависит от качества взаимодействия между родителями и ребенком, от ежедневного опыта, который обеспечивает ребенку его семья.
Еще одной важной задачей службы раннего вмешательства является сохранение полной семьи ребенка-инвалида, обеспечение его общения с близкими людьми, предотвращение отказа семьи от ребенка и определения его в интернатное учреждение. Эта служба организует специальную социальную и психолого-педагогическую помощь, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к необратимым последствиям.
Осуществление подпрограммы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество" на территории республики явится стимулом для развития службы раннего вмешательства.
Одним из основных направлений этой работы является деятельность службы социального патронажа семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами.
Важнейшей задачей, стоящей перед специалистами социального патронажа, является работа с семьей. Цель социального патронажа - разработка индивидуально для каждой семьи программы реабилитации.
Кроме того, социальный патронаж предполагает совместную деятельность специалистов по медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, поскольку преодоление сложившейся ситуации возможно при интегрированном многоаспектном подходе, требующем реализации результативной программы, межведомственного взаимодействия и целевого финансирования.