Основным фактором, стимулирующим повышение эффективности работы и качества оказания государственных услуг, является повышение оплаты труда.
В соответствии с указами Президента РФ в Республике Северная Осетия-Алания планируется поэтапное повышение оплаты труда отдельным категориям работников государственных учреждений. В результате к 2018 году:
средняя заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования; научных сотрудников; врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) будет доведена до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Северная Осетия-Алания;
средняя заработная плата работников учреждений культуры; преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; педагогических работников учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций; среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) будет доведена до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Северная Осетия-Алания;
средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей будет доведена до 100 процентов от средней заработной платы учителей в Республике Северная Осетия-Алания;
средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Северная Осетия-Алания.
Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации представлена в приложении 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
Совершенствование системы оплаты труда в Республике Северная Осетия-Алания при оказании государственных услуг (выполнении работ) в соответствии с указами Президента РФ предусматривает:
проведение органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющими государственное управление в социальной сфере, мероприятий по достижению целевых показателей и индикаторов развития соответствующей отрасли, ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год, в том числе определению дополнительных объемов финансирования, необходимых на повышение оплаты труды, и контролю за их выполнением;
обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40%;
организацию мероприятий по формированию прозрачного механизма оплаты труда;
создание систем нормирования труда в учреждениях, внедрение типовых отраслевых норм труда;
разработку (дополнение, изменение) систем показателей эффективности деятельности учреждений, руководителей учреждений, структурных подразделений учреждений, работников;
проведение мероприятий по привлечению на повышение заработной платы не менее 1/3 средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций, а также привлечению средств от приносящей доход деятельности;
внедрение новых профессиональных стандартов, проведение мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации, переподготовки работников.
При построении систем оплаты труда работников государственных учреждений планируется применение показателей и критериев эффективности работы и мер морального стимулирования.
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) планируется путем реализации ряда мероприятий.
Установление окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из целесообразности учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
типовых отраслевых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 804 "О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда";
норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
рекомендуемых республиканскими органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады по профессиональным квалификационным группам будут разрабатываться Правительством Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат планируется осуществлять исходя из взаимосвязи уровня оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ) на основе:
введения системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения и работника;
установления соответствующих показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения, зафиксированных в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;