Наименование показателей | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Образование | |||||
Численность работников, чел. | 29981 | 30254 | 30044 | 28537 | 27788 |
% к 2007 году | - | 100,9 | 100,2 | 95,2 | 92,7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. | 5471,9 | 7032,2 | 8518,6 | 8803 | 9516,9 |
% к 2007 году | - | 128,5 | 155,7 | 160,8 | 173,9 |
% к средней зарплате по экономике по республике | 71,7 | 76,8 | 78,6 | 74,5 | 71,1 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | |||||
Численность работников, чел. | 17760 | 17863 | 18376 | 18681 | 18962 |
% к 2007 году | - | 100,5 | 103,5 | 105,1 | 106,7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. | 6224 | 7745,3 | 8402,4 | 8894 | 9689,1 |
% к 2007 году | - | 124,4 | 135,0 | 142,8 | 155,7 |
% к средней зарплате по экономике по республике | 81,6 | 84,6 | 77,6 | 75,3 | 72,4 |
Деятельность в области культуры и искусства | |||||
Численность работников, чел. | 3688 | 4015 | 3966 | 3913 | 3865 |
% к 2007 году | - | 108,9 | 107,5 | 106,1 | 104,7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. | 4734,2 | 5798,7 | 6620,3 | 6750 | 7976,4 |
% к 2007 году | - | 122,4 | 140,0 | 142,5 | 168,5 |
% к средней зарплате по экономике по республике | 62,1 | 63,4 | 61,2 | 57,1 | 59,6 |
В период с 2007 года по 2011 год отмечается некоторый рост заработной платы (в 1,56 - 1,74 раза). Однако уменьшение уровня средней заработной платы работников социальной сферы по отношению к средней заработной плате по экономике способствовало незначительному снижению численности работников социальной сферы (в целом - на 0,8%).
В настоящее время в сферах образования, здравоохранения, культуры и искусства проводятся преобразования, в рамках которых расширяются виды работ, выполняемых на основе конкурсов, грантов, предоставляются возможности выбора пациентом врача и медицинского учреждения, учащимся - образовательного учреждения. В результате осуществляется перераспределение финансовых потоков, численности и структуры занятых работников, оптимизация сети учреждений.
Введение новых принципов оплаты труда предоставило большую самостоятельность руководителям учреждений по формированию системы стимулирования труда работников, созданию условий для поощрения работников с учетом результатов их труда. В то же время практика показала, что данная задача не решена в полной мере. Несмотря на то, что в большинстве учреждений внедрены критерии и показатели эффективности деятельности работников, отмечается недостаточная их проработка, в трудовых договорах требуется конкретизация трудовых функций, отражающих специфику деятельности конкретного работника. Устранение существующих недостатков предполагает дальнейшую работу по созданию механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы.
Итак, в связи с изменением условий и принципов деятельности учреждений бюджетной сферы возникла необходимость в совершенствовании системы оплаты труда в государственных учреждениях при оказании государственных услуг и создании механизмов, обеспечивающих взаимосвязь оказываемых учреждением объемов услуг и объемов финансового обеспечения их выполнения.