Итоги социально-экономического развития Республики Хакасия в 2012 году характеризуются сохранением положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП), по предварительной оценке Министерства экономики Республики Хакасия, в 2012 году составил 126,1 млрд рублей, превысив уровень 2011 года в сопоставимых ценах на 4,5%. Среди субъектов Российской Федерации и Сибирского федерального округа (далее - СФО) по объему ВРП на душу населения Республика Хакасия занимала 40 и 6 места соответственно.
Существенное влияние на формирование ВРП в 2012 году оказали такие виды экономической деятельности, как "Добыча полезных ископаемых", "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" и "Строительство".
По итогам 2012 года произошло увеличение объемов промышленного производства относительно 2011 года на 1,5% (9 место среди регионов СФО). Росту промышленного производства способствовало увеличение объемов добычи полезных ископаемых (продуктов обогащения каменного угля, железной руды, медного концентрата, золотосодержащей руды, глины).
На развитие экономики и социальной сферы Республики Хакасия организациями всех форм собственности в 2012 году за счет всех источников финансирования было использовано 38128,69 млн рублей инвестиций в основной капитал, или 100,6% к уровню 2011 года.
Потребительский рынок остается одним из факторов экономического роста в Республике Хакасия. Оборот розничной торговли по итогам 2012 года вырос на 15,9% по сравнению с 2011 годом и составил 56540,9 млн рублей. Увеличение объема продаж наблюдалось на фоне замедленной инфляции, роста денежных доходов населения, потребительского кредитования.
На 87% оборот розничной торговли формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Роль индивидуальных предпринимателей в 2012 году возросла на 10,5 процентного пункта и достигла 54,9% в структуре товарооборота.
Основным источником доходов населения является заработная плата. В 2012 году среди регионов СФО республика занимала седьмое место по размеру среднемесячной начисленной заработной платы. Темпы роста реальной заработной платы на протяжении всего 2012 года были выше, чем в 2011 году. Прирост реальной заработной платы за 2012 год относительно 2011 года составил 7,6% (в 2011 году - 3,4%).
Рост экономики республики и замедление темпов инфляции благоприятно сказались на снижении доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 18,6% в 2011 году до 16,4% в 2012 году. По итогам 2012 года темпы роста реальных денежных доходов населения Республики Хакасия превышали среднероссийское значение.
Достижение положительной динамики показателей социально-экономического развития республики основывается на согласованных действиях исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и бизнес-сообщества, в том числе в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы".
В целях привлечения инвестиций в Республику Хакасия путем создания благоприятных условий, а также для реализации пункта 21 перечня поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 06.12.2010 N Пр-3534 Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.06.2011 N 348 утверждена региональная программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Хакасия на 2011 - 2015 годы" (далее - региональная программа).
Региональная программа ориентирована на проведение последовательной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата Республики Хакасия, отработку механизмов управления процессами привлечения инвестиций, интенсификацию этих процессов и повышение их эффективности.
По своей сути региональная программа дополнила созданную ранее систему преференций, регулируемую Законом Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности").
В соответствии с Законом Республики Хакасия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, могут получить государственную поддержку в следующих формах:
1) предоставление бюджетных инвестиций инвесторам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
2) предоставление субсидий инвесторам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
3) предоставление государственных гарантий Республики Хакасия;
4) предоставление налоговых льгот инвесторам;
5) предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
6) предоставление инвесторам в аренду объектов государственной собственности Республики Хакасия на льготных условиях.
Анализ обращений инвесторов показывает, что наиболее востребованными видами поддержки являются налоговые льготы и предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
Основным индикатором результатов приложенных усилий в сфере стимулирования инвестиций является общий рост объема капитальных вложений в развитие производства на территории республики.
Малый и средний бизнес оказывает значительное влияние на обеспечение социальной стабильности, организацию занятости населения и насыщение потребительского рынка товарами и услугами, является надежной базой налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с этим Правительство Республики Хакасия уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего (далее - МСП) предпринимательства в республике.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, в 2011 году в Республике Хакасия насчитывалось 3680 малых и микропредприятий (2012 год - 5712 единиц, 155,2% к 2011 году), 51 среднее предприятие (2012 год - 46 единиц, 90,2% к 2011 году), 20872 индивидуальных предпринимателя (2012 год - 19773 человека, 94,7% к 2011 году).
Значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) - 84% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.
Снижение количества средних предприятий и индивидуальных предпринимателей обусловлено рядом тенденций в развитии малого и среднего бизнеса, наблюдаемых в настоящее время. Основная - изменение размеров субъектов среднего предпринимательства. С начала 2012 года часть средних предприятий перешла в категорию малых, а часть малых предприятий перешла в категорию микропредприятий. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в конце 2012 года в большей степени связано с внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличивающих размер страховых взносов более чем в два раза.
В 2012 году оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 17597,58 млн рублей, в сравнении с 2011 годом прирост составил 9,6%, или 1537,24 млн рублей; средних предприятий - 12089,11 млн рублей. Прирост данного показателя составил 21,8%, или 2166,36 млн рублей.
Структура малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается постоянной и не претерпевает существенных изменений. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. По данным 2012 года ее удельный вес составил 26,2% в общем количестве малых предприятий (без микропредприятий) республики. На предприятия промышленности приходится 22,3% от общего количества малых предприятий (без микропредприятий), 16,1% - строительство, 7,6% - транспорт и связь, 3% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 24,8% - прочие.