Торговля является функциональным сектором экономики, тесно взаимоувязанным с другими отраслями и обеспечивающим продвижение товаров и услуг к потребителям. Эффективность торговли как системы и современного развитого бизнеса дает мультипликативный эффект для всей экономики, позволяя другим отраслям уменьшать издержки на маркетинг, логистику, продажи и, в конечном счете, снижать оптовые и розничные цены.
Современное состояние потребительского рынка в Магаданской области характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли.
В структуре валового регионального продукта доля торговли в 2011 году составила 11,1%.
В 2012 году:
- в оптовой и розничной торговле было занято 16,5 тыс. человек, что составляет 17,2% в общей численности занятых в экономике;
- доля малых предприятий розничной торговли в общем числе малых предприятий составила 13,4%, а оптовой торговли - 11,4%.
- среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий торговли составила 30674,6 рублей, что на 29,7% больше показателя предыдущего года.
В розничном обороте торговли высокой - 95,6%, остается доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), которая и дальше будет расти, т.к. действующие и находящиеся в стадии реконструкции рынки переводятся в торговые комплексы.
Высоким остается удельный вес в общем обороте розничной торговли, субъектов малого предпринимательства - 77,0%. По сравнению с 2011 годом доля индивидуальных предпринимателей возросла на 7,5% за счет сокращения доли крупных и средних предприятий на 0,9% и малых предприятий - на 6,6%.
Удельный вес сетевых структур в общем обороте розничной торговли снизился на 0,7%, и составил в 2012 году 3,1%.
Объем физического оборота розничной торговли в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 6,5%, и составил 19 380,2 тыс. рублей.
Оборот оптовой торговли за 2012 год составил 40 191,9 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 15,7% больше, чем в 2011 году.
На состояние потребительского рынка Магаданской области оказывает существенное влияние сложная транспортная схема доставки товаров в Магаданскую область, отсутствие железнодорожного сообщения, высокие затраты на транспортировку товаров авиационным и морским транспортом. По-прежнему существует проблема звенности товарооборота, с участием оптовых предприятий, находящихся в ЦРС, и оптовых предприятий Магаданской области. Несмотря на расширение розничной сети актуальной остается проблема развития материально-технической базы оптовой торговли.
Складские площади сосредоточены на бывших государственных оптовых предприятиях, которые были построены в 1980-1990 гг. По своим строительным и технологическим решениям они не отвечают требованиям современной логистики, имеют высокую степень износа основных производственных фондов и ограниченный потенциал для интенсификации грузопотоков и роста объемов грузооборота, отличаются низкой механизацией погрузо-разгрузочных работ, что приводит к нерациональному использованию складских объемов и площадей, отсутствию комплексного сервиса и, как следствие, росту затрат по содержанию складских площадей, что отражается на оптовых ценах на продовольственные товары.