Несмотря на то, что уровень оказания коммунальных услуг в Ивановской области далек от нормативного, их стоимость для населения ежегодно увеличивается на 12% - 14%. В 2011 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, 14% потребительских расходов домашних хозяйств Ивановской области были затрачены на оплату жилищно-коммунальных услуг. Среди всех субъектов Российской Федерации хуже показатель был только у Амурской области - 15,2%. В целях сдерживания роста размера платы для населения Правительство Ивановской области ежегодно предусматривает средства на субсидирование деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Значительный объем предоставляемых субсидий связан, в первую очередь, с опережающим ростом цен на первичные энергоносители: природный газ, электроэнергию, жидкое и твердое топливо.
В 2012 году за счет областного бюджета были осуществлены:
- компенсация расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения;
- предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области государственных полномочий для предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению населению, в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами роста;
- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мер по обеспечению теплоснабжения потребителей в условиях подготовки и прохождения отопительного периода.
Опережающее изменение экономически обоснованных величин тарифов на коммунальные услуги по отношению к тарифам для населения затрудняет процесс ликвидации бюджетного дотирования. При этом необходимо отметить, что возмещение недополученных доходов за счет бюджетных источников носит характер неэффективных расходов, а участие региона в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" требует прекращения любых дотаций отраслевым организациям (с 1 января 2010 года).
Для исключения резких скачков стоимости приобретаемого организациями коммунального комплекса жидкого и твердого топлива Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в 2011 - 2012 годах внедрена система централизованных закупок топочного мазута и каменного угля. Данные меры позволили сохранить цену на мазут в регионе на уровне 2011 года. Прирост цен на каменный уголь не превысил 5% по отношению к 2012 году, в то время как тарифы на железнодорожные перевозки ежегодно увеличиваются на 15 - 20%. Кроме того, централизованная закупка топлива позволила осуществить максимальный контроль объема, своевременности и качества поставленного топлива, обеспечивать бесперебойное теплоснабжение населенных пунктов в период прохождения отопительного сезона. По предварительной оценке экономический эффект от использования системы централизованных закупок составил порядка 100 млн. руб.
В ближайшей перспективе основные направления государственного регулирования тарифов, осуществляемые в рамках реализации основных положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", будут сохранены. Установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не позволит организациям коммунального комплекса обеспечить покрытие расходов только за счет платы потребителей, поэтому расходные обязательства Ивановской области по компенсациям и субсидиям теплоснабжающим организациям и организациям коммунального комплекса будут сохранены.