N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год (оценка) |
1. | Туристический поток в Ивановской области | млн. человек | 1,15 | 1,25 | 1,29 | 1,33 |
2. | Количество койко-мест в коллективных средствах размещения | единиц | 5666 | 8557 | 9413 | 10363 |
3. | Объем привлеченных инвестиций | млн. рублей | 37,3 | 1864 | 1208 | 800 |
Одним из наиболее перспективных направлений, развиваемых в настоящее время в Ивановской области, является круизный туризм. Его становление осуществляется в рамках Волжского туристического кластера. Концепция кластера нацелена на развитие туристического маршрута вдоль Волги. Кроме Плеса, это также территории Кинешемского района и Кинешмы, Юрьевца, Юрьевецкого, Заволжского, Пучежского и Вичугского районов.
В рамках проекта "Палех - Родина жар-птицы" уделяется особое внимание развитию мирового бренда палехской лаковой миниатюры. Проект реализуется с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Город Иваново, также имеет большой потенциал оказания туристических услуг. В последние годы столица области привлекает туристов не только как культурно-исторический город, но и как текстильный центр России. По оценкам, в 2012 году шопинг-туризм привлек в город 200 тыс. туристов, что на 10% больше, чем в 2011 году. Развитие делового туризма и шопинг-туризма имеет важное значение, так как они не подвластны колебаниям сезонного спроса на туристический продукт.
Начиная с 2009 года, развитие туризма в Ивановской области осуществлялось посредством реализации мероприятий ДЦП "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы". Основной объем бюджетных средств направлялся на восстановление и развитие основных культурных центров региона: города Плес, поселка Палех, села Холуй.
В 2010 - 2012 годах Правительством Ивановской области реализован комплекс мер по оказанию содействия продвижению туристского продукта Ивановской области на мировом, внутреннем и региональном туристских рынках. Он включил в себя: участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, организацию мероприятий туристической направленности на территории региона, информирование широкого круга потребителей о туристических возможностях региона посредством печатных, телевизионных и электронных СМИ. Были проведены маркетинговые исследования туристского рынка, которые позволили сформировать приоритетные направления развития туризма в Ивановской области.
Реализуемые в настоящее время мероприятия по развитию туристической сферы Ивановской области планируется завершить к концу 2016 года. В случае инерционного сценария развития темпы роста основных показателей сферы туризма (в результате прекращения финансирования объектов из федерального бюджета) заметно сократятся.
Из существующих проблем в сфере туризма Ивановской области, прежде всего, необходимо выделить те, которые наибольшим образом сказываются на сдерживании туристического потока в регион. Это:
- слабо развитая инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление и т.д.), являющаяся препятствием, как для приема туристов, так и для привлечения частных инвесторов в туристическую сферу;
- нехватка современных средств размещения туристов, а также центров отдыха и развлечений, предприятий общественного питания;
- недостаток информации о туристических маршрутах и мероприятиях, проводимых на территории области, распространяемой на территории других регионов Российской Федерации и международном уровне.