Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА 2014 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 12.11.2014)


1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Решение проблем профилактики и противодействия преступности с использованием программно-целевого подхода с 2006 по 2012 год оказало положительное влияние на состояние криминогенной обстановки в регионе. Прежде всего, это касается общего состояния преступности. Более десяти последних лет уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100000 человек) в Рязанской области является одним из самых низких в ЦФО: 2010 год - 916,0 (в ЦФО - 1619,0); 2012 год - 832,3 (в ЦФО - 1423,1).

Предварительный анализ результатов реализации долгосрочной целевой программы "Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Рязанской области на 2011 - 2015 годы" за 2011 - 2012 годы свидетельствует, что по основным направлениям в сфере профилактики правонарушений отмечается положительная динамика.

В целом, за период действия долгосрочной целевой программы в 2011 - 2012 годах, количество зарегистрированных преступлений по Рязанской области снизилось с 9716 до 9543, не допущено роста числа тяжких и особо тяжких криминальных посягательств (2011 год - 3000, 2012 год - 2995). Совершено меньше убийств (в 2011 году - 77, в 2012 году - 71), грабежей (в 2011 году - 421, в 2012 году - 351), а также преступлений против общественного порядка (в 2011 году - 1508, в 2012 году - 1475).

Тем не менее, сложившаяся в Рязанской области криминогенная ситуация остается непростой. Отмечается некоторое увеличение числа совершенных разбоев (с 75 в 2011 году до 79 в 2012 году), выросло количество преступлений несовершеннолетних (с 266 в 2011 году до 299 в 2012 году), в том числе в общественных местах (с 92 в 2011 году до 100 в 2012 году). В первом полугодии 2013 г. количество зарегистрированных преступлений по Рязанской области, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, выросло на 12,6% (с 4529 до 5099), а тяжких и особо тяжких криминальных посягательств - на 4,0% (с 1538 до 1600).

Сохраняется определенная социальная напряженность, что вызывает обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Высокие потребительские стандарты, на которые уже ориентирована значительная часть жителей Рязанской области, ввиду недостаточного уровня заработной платы (в среднем 19,1 тыс. рублей, ЦФО - 32,4 тыс. рублей), пока недосягаемы для основной массы населения. Кроме того, нерешенность многих социальных проблем также оказывает негативное влияние на сложившуюся ситуацию.

Несмотря на относительное социально-экономическое благополучие Рязанской области, равно как и в целом по ЦФО, отмечается значительное расслоение населения по размерам имеющейся собственности и доходов. Это вызывает, с одной стороны, высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения, с другой - отторжение той частью населения, которая считает себя обделенной в ходе приватизации, монетизации льгот, попыток государства закрепить сложившееся несправедливое, на их взгляд, положение. Реакция населения на допущенную социальную несправедливость компенсируется высокой степенью готовности поправить свое материально-финансовое положение за счет мошенничества или иных форм правонарушений, в том числе экстремистской направленности.

Приток мигрантов, многие из которых находятся на территории Рязанской области с нарушениями паспортно-визового режима, играет негативную роль в складывающейся ситуации. По статистическим данным, в первом полугодии 2013 года на территории Рязанской области находилось 31134 иностранных гражданина. Граждане ближнего зарубежья зачастую не устроены в социальном плане, не имеют регистрации по месту пребывания, постоянного источника заработка, не оформлены должным образом по месту работы, что содержит составы нескольких правонарушений. Именно такая ситуация может стать социальной предпосылкой для совершения преступлений против личности, хищений, а также различных форм экстремистских проявлений, в том числе на национальной почве. В 2012 году иностранными гражданами на территории Рязанской области было совершено 112 преступлений, в I квартале 2013 года - 70, из них 60 - выходцами из стран СНГ.

На криминогенную обстановку существенно влияет и общий уровень безработицы (во II квартале 2013 года - 4%). Статистические показатели свидетельствуют о том, что в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления в Рязанской области по итогам 6 месяцев 2013 года, 67,0% не имели постоянного источника дохода. Кроме того, следует отметить, что крупный сегмент дешевой рабочей силы на рынке труда Рязанской области, при достаточно высоком уровне общей безработицы, составляет рабочая сила, представленная мигрантами, в том числе нелегальными, в основном ближнего зарубежья. Этот фактор не может не иметь в данных условиях отрицательного влияния на криминогенную обстановку в регионе и уровень правонарушений на национальной почве.

Продолжает оставаться актуальной ситуация, связанная с тем, что лица, освобожденные из мест лишения свободы, на фоне сокращения рынка труда и роста безработицы не имеют возможности трудоустроиться. В результате доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общей численности лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу в 2012 году, оставалась на высоком уровне и составляла 48,2%.

Всепроникающим негативным общественным явлением, способным затормозить развитие государства и даже привести к его гибели, является коррупция.

Коррупция в социально-экономической сфере приводит к ограничению конкуренции и монополизации целых отраслей деятельности, формированию теневого бизнеса, нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств; коррупция сказывается на инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, объеме налоговых поступлений в их бюджет, приводит к выборочности при распределении ресурсов, злоупотреблению должностным положением и т.п.

Известно, что борьба с коррупцией в форме уголовного преследования виновных лиц (репрессивные методы) - это борьба не с причинами, а с последствиями коррупции. Поэтому для эффективного противодействия этому явлению и необходимо активнее использовать предупредительные (профилактические) меры.

Следует отметить, что предпринимаемые в Рязанской области меры по противодействию коррупции дают определенные позитивные результаты. Однако уровень коррупции в регионе продолжает оставаться высоким.

Наиболее коррумпированными сферами деятельности население считает систему здравоохранения и систему образования, правоохранительные органы, исполнительные органы государственной власти Рязанской области, органы местного самоуправления Рязанской области.

Вместе с тем, уровень доверия институтам власти у населения продолжает оставаться достаточно высоким. Так, 60% респондентов считает, что бороться с коррупцией можно.

В целом мероприятия, предусмотренные планом профилактических мероприятий противодействия коррупции в Рязанской области на 2009 - 2013 годы, позволили создать базовую систему мер, однако существенного перелома в противодействии коррупции достичь не удалось.

В связи с этим необходимо продолжить проведение мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений и формированию антикоррупционного общественного сознания.

Значительная доля правонарушений совершается в общественных местах, в том числе на улицах и дорогах. В 2012 году количество преступлений, совершенных на улицах, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 11,9%. Комплексами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, зафиксировано более 82,5 тыс. нарушений (35,4% от общего количества административных правонарушений в Рязанской области).

Вместе с тем возможности для повышения эффективности в реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в Рязанской области имеются.

Необходимо сконцентрировать усилия заинтересованных ведомств на комплексном решении задач по профилактике правонарушений и усилении борьбы с преступностью на территории Рязанской области.

Для закрепления достигнутых результатов и повышения эффективности противодействия преступности требуется продолжение единого подхода и координации действий в рамках комплексной программы профилактики правонарушений.

Решение указанных задач возможно при объединении усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, различных ведомств и органов местного самоуправления.

Абзацы двадцать четвертый - двадцать пятый исключены. - Постановление Правительства Рязанской области от 19.02.2014 N 43.

Программными мероприятиями по ресоциализации будет охвачено около 90% лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, что позволит добиться снижения уровня повторной преступности.

Реализация дополнительных мер по организации спортивной и досуговой работы по месту жительства и учебы, повышению уровня доступности досуговых учреждений для детей, подростков, молодежи, обеспечение их спортивным инвентарем создаст условия для снижения уровня преступности несовершеннолетних.

Программа позволит реализовать механизм материального стимулирования деятельности народных дружинников в муниципальных образованиях, что значительно повысит эффективность привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка и приведет к снижению количества преступлений в общественных местах.

Как подчеркивалось Президентом Российской Федерации на заседании Государственного совета с повесткой дня: "О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности", что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений и, что особенно важно, оградить от втягивания в криминал молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.