Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, лесными и торфяными пожарами, весенними паводками, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики Рязанской области.
Так, за последние 5 лет от чрезвычайных ситуаций и происшествий различного масштаба в Рязанской области погибло более 22 тысяч человек, пострадало более 20 тысяч человек, заявленный материальный ущерб составил более 28 миллиардов рублей.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области высока, что обусловлено в том числе наличием свыше тысячи опасных производственных объектов, в том числе химически и взрыво-пожароопасных.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций проживает более 500 тыс. человек или около 44 процентов населения Рязанской области.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако, эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и предупреждение чрезвычайных ситуаций, что требует дальнейшего совершенствования систем мониторинга и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Повышение безопасности условий жизнедеятельности населения региона непосредственно зависит от эффективности реагирования аварийно-спасательных формирований на чрезвычайные ситуации.
В регионе действует 48 спасательных формирований, за 2012 год они приняли участие в ликвидации 3164 чрезвычайных происшествий.
Повышение готовности спасательных служб к действиям по назначению требует дальнейшего улучшения материально-технической базы данных подразделений, а также совершенствования системы повышения квалификации сотрудников аварийно-спасательных служб в целях освоения новых технологий, приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ и выполнения других задач. В настоящее время учебная материально-техническая база для подготовки специалистов не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, требует оснащения современными образцами техники и оборудования.
Анализ информации о состоянии безопасности граждан на водных объектах в Рязанской области показывает, что ситуация, сложившаяся в этой сфере, является неблагоприятной и требует незамедлительных решений.
Большое количество и доступность водоемов, не всегда достаточный контроль исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм и экологических нарушений на водных объектах. В 2009 году на водоемах Рязанской области утонуло 48 человек, в 2010 году - 68 человек, в 2011 году - 63 человека, в 2012 году - 48 человек. Всего за 2009 - 2012 годы на водных объектах Рязанской области погибло 227 человек, в том числе 4 ребенка.
Проведенная в ходе анализа оценка мест массового пребывания людей на водных объектах на территории Рязанской области позволяет сделать вывод об их практически неудовлетворительном состоянии. Благоустройство и содержание пляжей в основном не соответствует требованиям нормативных правовых документов, спасательные посты не укомплектованы специалистами, подготовленными к спасанию людей и оказанию первой помощи, требуют необходимого материально-технического обеспечения и проведения организационных мероприятий, которые обеспечат их эффективное функционирование.
В общей системе мероприятий по защите населения не только от опасностей военного времени, но и возникающих при чрезвычайных ситуациях в мирное время важную роль играет своевременное обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, а также обеспечение специализированных служб средствами радиационной химической разведки, радиационного контроля. Основная проблема в данной сфере заключается в том, что средства индивидуальной защиты населения и медицинские средства индивидуальной защиты населения, приборы радиационной химической разведки, радиационного контроля, переданные Федеральным агентством по государственным резервам по Центральному федеральному округу на безвозмездной основе в государственную собственность Рязанской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2010 N 63-РС "О передаче имущества", в данный момент требуют освежения и утилизации по срокам службы. При реализации данного мероприятия целесообразно обеспечить оснащение созданной химико-радиационной лаборатории, что позволит продлить срок службы и хранения средств индивидуальной защиты населения с 2 до 5 лет, и как следствие снизить затраты на обеспечение населения средствами защиты.
Анализ обстановки с пожарами на территории Рязанской области за последние пять лет показывает, что в среднем за год происходит 1165 пожаров и 3400 возгораний с общим убытком более 330 млн. рублей, гибель людей на пожарах составляет 88 человек, 93 человека получают травмы и увечья. При этом на сельскую местность приходится 78,8% пожаров и 84% погибших на них людей.
Наиболее эффективным способом решения проблемы обеспечения пожарной безопасности и минимизации людских и материальных потерь является уменьшение времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова. Это достигается путем сокращения количества населенных пунктов Рязанской области, находящихся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны, установленных статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В настоящее время за пределами нормативного времени прибытия пожарных подразделений остаются 29006 человек, проживающих в 62 населенных пунктах Рязанской области. Не прикрыто подразделениями пожарной охраны 2086,7 кв. км территории Рязанской области. В числе неприкрытых также оказываются социально значимые объекты (дома престарелых, школы, интернаты, больницы, детские сады), что может привести к массовой гибели людей.
Для выполнения установленных временных нормативов прибытия к месту вызова государственная противопожарная служба Рязанской области не располагает достаточным количеством сил и средств. Ее техническая оснащенность не позволяет в полной мере обеспечить выполнение задач, возложенных федеральным законодательством.
Качество жизни населения непосредственно зависит от эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" установлено, что на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года вводится единый номер вызова экстренных оперативных служб "Система "112".
Анализ существующей организации деятельности экстренных оперативных служб и наличия сил экстренного реагирования в населенных пунктах Рязанской области показывает, что диспетчерские службы 01, 02, 03 и 04 функционируют во всех районах Рязанской области. Пожаротушение в населенных пунктах Рязанской области осуществляет в основном государственная противопожарная служба Рязанской области, финансирование которой осуществляется из федерального бюджета и областного бюджета.
Среднее время совместного реагирования экстренных служб (службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, службы "Антитеррор") на происшествия составляет 60 минут.
Введение единого номера вызова экстренных оперативных служб позволит сократить время реагирования до 30 - 40 мин, улучшит взаимодействие экстренных служб и создаст более комфортные условия для обращения населения за экстренной помощью.
С целью снижения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечение своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Используемая в настоящее время автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее - АСЦО) Рязанской области введена в эксплуатацию в 1985 году и построена на базе аппаратуры П-160 и АДУ-ЦВ.
Аппаратура П-160 (1983 года выпуска) находится в эксплуатации более 26 лет без выполнения плановых ремонтов (установленный эксплуатационный ресурс - 10 лет при наличии двух средних и одного капитального ремонтов), предприятиями России серийно не выпускается с 1994 года.
Аппаратура АДУ-ЦВ имеет еще более ранние сроки выпуска (в эксплуатации имеются образцы 1964 года выпуска). На сегодняшний день она устарела, запасные и ремонтные комплекты отсутствуют, в результате чего снижаются готовность и надежность системы оповещения, возрастают затраты на ее содержание.
Недостатки в состоянии региональной АСЦО неоднократно отмечались в актах проверок технического состояния технических средств региональной АСЦО и проверок готовности региональной АСЦО.
Кроме этого, необходимо обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", предусматривающего своевременное и гарантированное доведение информации до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В последующем планируется включение системы комплексного оповещения в автоматизированную систему централизованного оповещения и обеспечение их совместной работы.
В регионе в предыдущие годы уделялось внимание решению задач в сфере снижения рисков возникновения и минимизации последствий чрезвычайных ситуации на территории Рязанской области, в том числе в рамках реализации региональных программ.