Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 08.12.2017)

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Экологическое состояние окружающей среды является важнейшим условием социально-экономического развития Челябинской области и оказывает прямое воздействие на здоровье населения.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды являются отходы производства и потребления. Ежегодные объемы образования отходов в Челябинской области в среднем составляют около 95 млн. тонн отходов в год.

Более 94 процентов от общего количества образующихся в Челябинской области отходов составляют промышленные отходы. Основная доля этих отходов приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности. По данным органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 2017 года на территории Челябинской области находилось 185 мест размещения отходов производства (включая недействующие). Общая площадь земель, занятых промышленными отходами, составляла 10,491 тыс. гектаров. Законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, которые образуются на промышленных предприятиях, возложена на собственников этих предприятий.

ТКО образуются в процессе жизнедеятельности человека и содержат в своем составе органические и неорганические вещества и материалы. Органическая часть ТКО представляет собой отходы природного происхождения (растительного и животного) и включает в себя отходы домашних хозяйств (преимущественно пищевые отходы), древесные отходы, отходы целлюлозы и другие отходы. Неорганическая часть ТКО Челябинской области, как и других регионов России, содержит в своем составе полиэтилен, стекло, цветные и черные металлы, текстиль, пластмассы и другие отходы, которые могут быть использованы как вторичные материальные ресурсы.

Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТКО на территории Челябинской области остаются недостаточное количество объектов размещения отходов (полигонов), соответствующих требованиям законодательства, недостаточно развитая система сортировки отходов. Ежегодный объем образования ТКО составляет 889,567 тыс. тонн в год. Из них лишь 11 процентов отправляются на сортировку. Доля вторичного сырья, извлекаемого при сортировке ТКО, составляет около 1,5 процента от общего количества образующихся ТКО. В настоящее время на территории Челябинской области действуют 5 объектов по сортировке ТКО: мусоросортировочные комплексы в городах Челябинске, Златоусте, Копейске, Кыштыме, Миассе. Большая часть образуемых ТКО размещается на полигонах и свалках, что в свою очередь приводит к сокращению сроков их эксплуатации.

Общее количество действующих (санкционированных и несанкционированных) мест размещения ТКО на территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2017 года составило 543, в том числе:

санкционированных свалок - 369;

полигонов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее именуется - ГРОРО), - 6 (полигоны в городах Карабаше, Копейске, Озерске, Сатке, Снежинске, Южноуральске);

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 07.09.2017 N 472-П)

полигонов, включенных в ГРОРО, - 5 (полигоны в городах Кыштыме и Трехгорном, деревне Урефты и поселках Полетаево Сосновского района и Локомотивный). Годовое количество ТКО, размещаемых на этих объектах, составляет около 100 тыс. тонн.

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 07.09.2017 N 472-П)

Санкционированные и несанкционированные свалки, размещенные на территории Челябинской области, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов (согласно санитарным правилам "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года N 16 "О введении в действие санитарных правил"), не имеют защитных экранов, препятствующих проникновению фильтрата в почву и грунтовые воды. Фильтрат является токсичным загрязняющим веществом, зачастую содержащим болезнетворную микрофлору и тяжелые металлы, образуемые в результате воздействия природных осадков и процессов разложения на территории свалки.

Попадание токсичного фильтрата в почву и грунтовые воды приводит к уничтожению окружающей свалку растительности и загрязнению поверхностных и подземных вод. На территории свалки образуется свалочный газ, состоящий преимущественно из метана и углекислого газа, отсутствие на свалках системы сбора и утилизации свалочного газа приводит к его попаданию в окружающую среду. Свалочный газ является причиной систематического возгорания ТКО на свалках, которое, в свою очередь, ведет к загрязнению атмосферы продуктами горения - канцерогенными веществами.

В результате свалки представляют реальную угрозу экологической безопасности населения и окружающей среде.

В Челябинске городская свалка расположена на территории населенного пункта в нарушение природоохранного законодательства и подлежит безусловному закрытию и рекультивации.

Кроме отсутствия необходимого количества полигонов ТКО, к причинам возникновения свалок на территории Челябинской области следует также отнести следующие: нехватка коммунальной техники (мусоровозов, бункеровозов) и организованных мест для централизованного сбора ТКО, недостаточный охват образуемых ТКО механизированным вывозом, низкая доля перерабатываемых ТКО (ввиду малого количества мусороперерабатывающих предприятий), бессистемный и бесконтрольный вывоз ТКО населением и организациями в не предназначенные для этих целей места, низкая санитарная и экологическая культура населения.

Отсутствие экологического и санитарного воспитания, незнание и недооценка санитарных и экологических последствий, пренебрежение населением элементарными правилами обращения с отходами приводят к образованию несанкционированных свалок, замусориванию и захламлению территорий, сжиганию отходов. Имеет место выбрасывание ТКО на дворовых территориях, в местах отдыха и купания, в гаражных кооперативах, в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан. Ежегодно в Челябинской области ликвидируется около 200 несанкционированных мест размещения ТКО.

2. Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее именуется - закон об отходах производства и потребления) организация утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов до 1 января 2016 года была отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области.

Муниципальные образования Челябинской области самостоятельно не строили полигоны и другие объекты утилизации (захоронения) и переработки ТКО в установленном законом порядке по следующим причинам:

основная масса ТКО являлась юридически бесхозяйной, вследствие чего экономический механизм природопользования в части обращения с ТКО не работал. Основу экономического механизма природопользования составляла плата за размещение отходов (экологический платеж), которую природопользователь был обязан уплатить за размещение образующихся у него отходов. Основная часть ТКО - это отходы из жилищ, образуемые физическими лицами. В соответствии с законодательством плата за размещение отходов взималась только с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - собственников соответствующих отходов и не взималась с физических лиц. Экологические платежи за размещение отходов из жилья в итоге не взимались. Некомпенсируемый экологический ущерб от размещения этих отходов оценивается по Челябинской области более чем в 1 млрд. рублей ежегодно;

разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству полигонов ТКО в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" требуют установления для населения повышенных надбавок к тарифам на утилизацию (захоронение) ТКО из-за отсутствия таких объектов в настоящее время и необходимости создания их с нуля. Например, стоимость полигона для города Усть-Катава (население 26,9 тыс. человек) по утвержденному проекту составляет 78 млн. рублей. В результате строительство полигонов ТКО за счет надбавок к тарифам на услуги по захоронению ТКО (введения инвестиционной надбавки) без стимулирования сортировки и вторичной переработки отходов становится серьезной проблемой, особенно в условиях роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (с введением новых правил оплаты по общедомовым счетчикам) и оплаты капитальных ремонтов, а также предстоящего роста налогов на недвижимое имущество и пересмотра кадастровой стоимости земельных участков;

свалки, которыми представлена подавляющая часть объектов размещения ТКО Челябинской области, не учитываются и не регистрируются как объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - ЖКХ), и на них не распространяются механизмы реформирования и модернизации ЖКХ. В результате складывается следующая ситуация: законодательство Российской Федерации и Челябинской области требует для установления тарифов на захоронение ТКО наличия у предприятия лицензии, разрешающей ему осуществлять захоронение отходов. Для получения такой лицензии предприятие должно представить документы, подтверждающие, что захоронение ТКО оно будет осуществлять на полигоне, а не на свалке. То есть приведение в соответствие с требованиями законодательства действующих свалок ТКО в подавляющем большинстве муниципальных образований Челябинской области невозможно, требуется их рекультивация с обязательным предварительным определением альтернативного законного места размещения ТКО путем строительства нового полигона ТКО либо перенаправления ТКО на иные объекты размещения;

закон об отходах производства и потребления устанавливает жесткие требования к местам и объектам размещения ТКО, в том числе запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Поиск удовлетворяющих названным требованиям мест представляет собой сложную задачу и ведет к удалению объектов размещения ТКО от жилой застройки и увеличению расстояния транспортировки. С учетом запрета на захоронение отходов на территориях городских и иных поселений проблема поиска и согласования мест законного размещения ТКО является, как правило, межмуниципальной.

Кроме того, проблема захламления земель свалками ТКО обостряется постоянным ростом объемов образования ТКО, малыми объемами переработки ТКО, как следствие, быстрым переполнением свалок и бесконтрольным расползанием их на прилегающие территории.

В соответствии с российской и мировой практикой сортировка и вторичная переработка ТКО позволяет продлить срок службы полигона ТКО в 2 - 3 раза.

Появлению новых мусороперерабатывающих производств в Челябинской области препятствует прежде всего отсутствие необходимого количества объектов обработки (сортировки) и захоронения ТКО. Наличие законных мест размещения (захоронения) "хвостов" переработки (неутилизируемый остаток ТКО) является обязательным требованием при проектировании мусороперерабатывающих предприятий, и в качестве таких мест могут выступать только полигоны ТКО. Отсутствие полигонов ТКО не позволяет производить проектирование и бизнес-планирование мусороперерабатывающих производств.

В 2011 году во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 года N Пр-781 был разработан проект долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с твердыми коммунальными и промышленными отходами в Челябинской области на период 2012 - 2020 годов, в том числе была разработана оптимальная для Челябинской области система обращения с ТКО.

Разработанная система обращения с ТКО в Челябинской области предполагала объединение муниципальных образований Челябинской области в агломерации для минимизации бюджетных расходов и с учетом перспектив дальнейшего развития. В рамках организации разработанной системы предполагалось частичное обновление парка контейнеров и мусоровозов, организация 40 мусороперегрузочных станций, 14 мусоросортировочных комплексов, 22 межмуниципальных полигонов, 3 мусоросжигательных заводов, что в дальнейшем должно было способствовать развитию всей системы обращения с ТКО в Челябинской области и созданию индустрии переработки и утилизации ТКО. Определена необходимость разработки и реализации проектов ликвидации накопленного экологического ущерба от многолетнего размещения отходов - рекультивации свалок и полигонов ТКО.