ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2013 года N 214
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.01.2012 N 5
В целях приведения нормативного правового акта департамента агропромышленного комплекса Костромской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 23 января 2012 года N 5 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы" (в редакции приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 18.04.2012 N 41) следующие изменения:
изложить ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Директор департамента В.В. Чернов
Приложение
Утверждена
приказом департамента агропромышленного комплекса
Костромской области
от 30 октября 2013 года N 214
Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы"
Глава 1. Паспорт программы
Наименование разработчика Программы | департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее - департамент АПК) |
Наименование исполнительного органа государственной власти Костромской области - ответственного за реализацию Программы | департамент АПК |
Наименование Программы | "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Должностное лицо, утвердившее Программу, | директор департамента АПК Чернов Владимир Викторович, приказ N 214 от "30" октября 2013 года |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 11 июля 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" |
Исполнители программных мероприятий: | департамент АПК |
Цели и задачи Программы | Цель Программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования |
Целевые индикаторы и показатели | 1) количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки- 28 единиц в том числе: |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия программы | - организация и проведение конкурсного отбора начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования программных мероприятий - 45 711,1 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: | ожидаемые результаты в 2014 году: |
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 136,8 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 508 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
2. Субъекты малого предпринимательства в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства производят: 1,3% зерновых культур, 50,3 % картофеля, 80,3 % овощей, 20,8% мяса и 34,9% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2011 году субъектами малого предпринимательства Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 10 362,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малого предпринимательства в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 63,9%.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования, млн. рублей
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2011 г. к 2007 г., % |
Продукция сельского хозяйства | 6124,6 | 7117,1 | 7462,2 | 8537,5 | 10362,6 | 169,2 |
в том числе: | ||||||
растениеводство | 3779,5 | 4396,4 | 4412,0 | 5255,2 | 7040,4 | 186,3 |
животноводство | 2345,1 | 2720,7 | 3050,2 | 3282,3 | 3322,2 | 141,7 |
3. Однако, несмотря на значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) реализуются на местных рынках.
Оценка сложившейся ситуации в регионе по развитию субъектов малого предпринимательства показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием производственной материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции обусловливается отсутствием достаточных финансовых ресурсов, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является реализация продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Очень часто субъекты малого предпринимательства создаются на единовременные пособия по безработице с регистрацией главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая, что формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на развитие производственной базы и бытового обустройства, возникает проблема в труднодоступности финансовых ресурсов.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
4. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы" будет способствовать развитию и созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области и поднять престиж начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на селе.
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
начинающий фермер - участник ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012 –2014 годы".
6. Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, ? обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Глава 3. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
7. Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства в Костромской области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, предусматривающих формулирование системы целей, задач и целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.
8. Целью программы является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий для создания, развития производственной базы и бытового обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств;
- создание дополнительных мер поддержки начинающих фермеров;
- обеспечение доступности к финансовым ресурсам начинающих фермеров;
- стимулирование граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства для создания крестьянских (фермерских) хозяйств;
- организация информационного обеспечения начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Срок реализации программы - 2012-2014 годы.
Глава 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
9. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общая потребность в финансировании проекта по источникам финансирования по годам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам
Источники финансирования | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2012-2014 годы |
Общая стоимость реализации программных мероприятий, тыс. руб. | 11 694,4 | 14 147,4 | 19 869,3 | 45 711,1 |
в том числе: | ||||
финансирование из федерального бюджета, тыс. руб. | 8 458,0 | 9 254,0 | 14 842,4 | 32 554,40 |
финансирование из областного бюджета, тыс. руб. | 1 984,0 | 3 549,6 | 3 040,0 | 8 573,6 |
внебюджетные источники финансирования, тыс. руб. | 1 252,4 | 1 343,8 | 1 986,9 | 4 583,10 |
10. Финансирование Программы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств.
В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
11. Финансирование программных мероприятий в разрезе направлений программных мероприятий, источников и объемов финансирования представлено в приложении N 1 к Программе.
Глава 5. Перечень и описание программных мероприятий
12. Программа определяет направления деятельности (отрасли животноводства и растениеводства) для развития крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий: