Недействующий

О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на: 11.07.2018)

1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования


Система образования Республики Калмыкия по состоянию на 1 декабря 2013 года была представлена 158 муниципальными общеобразовательными организациями с численностью 31,7 тыс. обучающихся, 2 вечерними школами, 110 детскими дошкольными организациями с охватом 13,0 тыс. воспитанников, 36 муниципальными организациями дополнительного образования, в которых занимаются 12,2 тыс. школьников. В республике функционировали 2 оздоровительных образовательных организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 3 специальные (коррекционные) образовательные школы, 1 специальная (коррекционная) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 образовательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 республиканских организаций дополнительного образования детей, 2 частных общеобразовательных организации и 2 негосударственных организации дошкольного образования. В 14 инновационных общеобразовательных организациях накоплен позитивный опыт работы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совершенствуется система социальной и моральной поддержки школьников, проявляющих особые успехи в учебной, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.

Реализация проекта "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" позволила создать условия для организации современной модели успешной социализации детей в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и реализации индивидуальных образовательных программ для 50 учащихся в 2011 году, дополнительно для 80 учащихся - в 2012 году, в 2013 г. - 10 учащихся. Всего с 2009 по 2015 годы в проект было включено 220 детей с ограниченными возможностями здоровья.

По состоянию на 1 января 2015 года в Республике Калмыкия функционируют 160 муниципальных, 2 частных и 8 казенных общеобразовательных организаций с численностью 32460 обучающихся, 118 дошкольных образовательных организаций (в том числе 2 частные дошкольные образовательные организации) с численностью 15794 воспитанника, 38 муниципальных и 11 республиканских организаций дополнительного образования детей с охватом 13597 обучающихся.

Важным аспектом реализации проекта модернизации общего образования является укрепление материально-технической базы образовательной сети, создание безопасных условий осуществления образовательного процесса. По состоянию на 1 января 2015 года 100% школ обеспечено подключением к Интернету, планомерно проводятся мероприятия по обеспечению мер противопожарной безопасности.

Дошкольное образование республики за последний период обрело системные характеристики целостности, структурности, правовой и нормативной основательности, открытости обществу, повышенного спроса, перспективности развития. Качественные преобразования республиканской системы дошкольного образования подтверждают функционирующие в республике инновационные дошкольные организации, обеспечивающие превышение государственного образовательного стандарта (центры развития). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных организациях не удается. Существующее видовое разнообразие образовательных организаций в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.

Организации дополнительного образования детей вместе с другими образовательными организациями составляют разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства.

Государственная политика в сфере науки направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Создаются благоприятные условия для развития научной системы и ее поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.

Развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием, введена система профильного обучения на старшей ступени общего образования, организуется предпрофильная подготовка на ступени основного (общего) образования. По состоянию на 1 января 2015 года 70% образовательных организаций реализуют данные приоритетные направления.

Таким образом, сформирована устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития сферы образования. Вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы модернизации республиканской системы образования, в т.ч.:

содержание образования и технологий обучения не всегда соответствует общественным запросам и потребностям социально-экономического развития республики;

ухудшение здоровья обучающихся;

неравнозначные условия доступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей в реализации способностей и их потенциальном раскрытии;

утрата традиционных коммуникативных функций родного языка;

дефицит мест в дошкольных образовательных организациях, проблема доступности дошкольного образования;

нехватка квалифицированных специалистов в образовательных организациях, расположенных в отдаленных сельских местностях;

износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных организаций, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, не соответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;

недостаточное оснащение образовательных организаций учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых.

Объективные причины возникновения проблем связаны с изменением требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, потребностями информационного общества и инновационной экономики. Существуют противоречия между масштабностью, сжатыми сроками модернизации и низкими темпами внедрения системных изменений в образовательных организациях, между обновлением федерального законодательства об образовании и его реализацией.