Недействующий

О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (с изменениями на: 11.07.2018)

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Подпрограмма "Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования" (далее - подпрограмма) разработана на основе положений, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года. За последние годы в системе среднего профессионального образования республики произошли значительные изменения. Из ранее функционировавших в 2014 году 7 учреждений (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 22 августа 2013 года N 275-р) в соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 23 октября 2014 года N 338-р БПОУ "Технолого-строительный колледж" и БПОУ "Элистинский автомобильно-дорожный колледж" реорганизованы в форме слияния в БПОУ РК "Элистинский политехнический колледж".

Подведомственная Министерству образования и науки Республики Калмыкия система профессионального образования в настоящее время представлена уровнем среднего профессионального образования - 6 учреждений с филиальной сетью в 4 единицы.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров в организациях среднего профессионального образования (далее - СПО) ведется по 11 направлениям укрупненных групп специальностей: образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, сфера обслуживания, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, информатика и вычислительная техника, воспроизводство и переработка, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, архитектура и строительство. Спектр профессий составляет более 50 наименований.

Организации профессионального образования, ориентируясь на потребности рыночной экономики и образовательные потребности населения, вводят такие востребованные профессии, как: электромонтер по ремонту электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, младший ветеринарный фельдшер, автомеханик, мастер по обработке цифровой информации, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, мастер отделочных строительных работ, программирование в компьютерных системах, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

По состоянию на 1 января 2015 года образовательную деятельность в организациях СПО осуществляют 249 преподавателей и мастеров производственного обучения, из которых:

93,8% преподавателей и 51% мастеров производственного обучения имеют высшее образование;

высшую квалификационную категорию - 53% преподавателей и 28% мастеров;

57% преподавателей и мастеров производственного обучения - почетные звания.

В целях развития социального партнерства налажено взаимодействие со 146 предприятиями и объединениями, разработаны мероприятия по организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций и незанятой молодежью.

Основные направления этого взаимодействия:

заключение договоров о прохождении производственной практики;

заключение договоров о трудоустройстве выпускников;

привлечение работодателей к участию в разработке образовательных программ и аттестации выпускников;

создание общественных Советов образовательных организаций с участием работодателей.

Организациями СПО накоплен положительный опыт по подготовке и переподготовке безработных граждан. Система профессионального образования оперативно реагирует на законы рыночной экономики, вносит оперативные корректировки профессий с учетом меняющейся ситуации на рынке труда.

Учебно-лабораторная база образовательных программ, реализуемых в организациях профессионального образования, представлена лекционными аудиториями (212), учебными лабораториями и производственными мастерскими (174), полигонами и автодромами (8), компьютерными классами (28).

В образовательных организациях реализуются все направления воспитательной работы, обучающиеся активно привлекаются к общественной жизни, действуют органы ученического (студенческого) самоуправления. Созданы условия для развития творческого потенциала обучающихся, функционируют 82 кружка дополнительного образования, 76 спортивных секций.

Организации СПО республики выполняют важнейшую социальную задачу. По состоянию на 1 января 2015 года 20% от всего контингента обучающихся составляют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. В 2014 - 2015 учебном году в организациях профессионального образования получают образование 36 обучающихся с установленным статусом "инвалид".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах реализации государственной политики в области образования и науки" ежегодно на базе организаций СПО проходят профессиональную подготовку более 350 человек по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда республики.

С 2010 года в образовательных организациях СПО ведется работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогическими коллективами организаций СПО разработаны учебные планы и рабочие программы в соответствии с ФГОС. Проведены республиканские семинары - совещания для руководителей и заместителей директоров с приглашением научных сотрудников ресурсного центра ФГБОУ ВПО "Ставропольский аграрный университет" по проблемам внедрения ФГОС профессионального образования. Проводятся мероприятия по укреплению учебно-материальной базы образовательных организаций СПО в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Статистика государственной итоговой аттестации в организациях СПО свидетельствует о том, что увеличивается количество выпускников, получивших в ходе государственных экзаменов повышенные разряды. Указанный факт свидетельствует о повышении интереса студентов к своей будущей профессии, их стремлении иметь достаточно высокую квалификацию по выбранной специальности.

Ситуация в сфере профессионального образования характеризуется широкой вариативностью форм и направлений профессиональной подготовки на фоне выраженного дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда. Однако современная ситуация в сфере занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий. Основными потребителями данной образовательной услуги являются безработные граждане, граждане, работающие по избранной профессии, но не имеющие профессионального образования, молодежь и др.

Основными направлениями профессионального обучения являются:

профессиональная подготовка (первоначальное обучение);

переподготовка (переобучение);

освоение второй (смежной, совмещенной) профессии;

повышение квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.

С целью упорядочения реализации программ профессионального обучения и расширения возможностей профессионального обучения различных возрастных групп населения с января 2014 года в БПОУ РК "Многопрофильный колледж" работает Многофункциональный учебный центр профессиональной квалификации по подготовке рабочих по программам профессиональной подготовки и переподготовки.