Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 30 октября 2013 года N 347  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 14.05.2014 N 130, от 17.09.2014 N 258,
от 17.12.2014 N 388)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
 Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 314.
____________________________________________________________________

Правительство Рязанской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Модернизация коммунального комплекса на 2014 - 2020 годы" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Ш.Г.Ахметова.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 14.05.2014 N 130)

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ



Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 года N 347

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 14.05.2014 N 130, от 17.09.2014 N 258,
от 17.12.2014 N 388)

ПАСПОРТ государственной программы Рязанской области

Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "Модернизация коммунального комплекса на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области)

Разработчик Программы

Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области"

Исполнители Программы

Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 14.05.2014 N 130)

Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению. Задачами Программы являются: модернизация систем водоснабжения Рязанской области; модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод Рязанской области; модернизация систем теплоснабжения Рязанской области; модернизация систем электроснабжения и наружного освещения Рязанской области

Целевые индикаторы

Целевыми индикаторами являются: - удельный вес сетей водоснабжения, требующих замены; - удельный вес сетей водоотведения, требующих замены; - удельный вес источников децентрализованного водоснабжения, требующих строительства (реконструкции), в общем количестве таких источников; - удельный вес очистных сооружений, требующих реконструкции; - число аварий в системах водоснабжения в год; - число аварий в системах водоотведения в год; - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям; - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; - удельный вес сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; - удельный вес сетей теплоснабжения, требующих замены; - удельный вес котельных, требующих реконструкции или закрытия; - удельный вес сетей электроснабжения, требующих замены

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2020 годы, Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования составляет 1749,604 млн. руб. за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: 2014 год - 75,6740 млн. руб.; 2015 год - 68,3290 млн. руб.; 2016 год - 68,3290 млн. руб.; 2017 год - 349,735 млн. руб.; 2018 год - 371,817 млн. руб.; 2019 год - 395,337 млн. руб.; 2020 год - 420,383 млн. руб.

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 17.12.2014 N 388)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Конечными результатами реализации Программы являются: - строительство и реконструкция 274,6 км сетей водоснабжения, 79 водозаборных узлов, 2 ед. оборудования водоочистки и 308 шахтных колодцев; - строительство и реконструкция 20 км канализационных сетей и 4 очистных сооружений; - строительство и реконструкция 17 котельных; - строительство и реконструкция 19 км сетей электроснабжения и наружного освещения, включая распределительные и трансформаторные подстанции. Социально-экономическая эффективность Программы заключается: - в повышении качества предоставления коммунальных услуг; - в повышении надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения; - в улучшении экологической ситуации на территории Рязанской области

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 17.12.2014 N 388)

     

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа технического состояния инженерных сетей и сооружений, обеспеченности населения Рязанской области теплом, водой, а также возможности обеспечения населения необходимыми жилищно-коммунальными услугами на перспективу до 2020 года.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из основных социально-экономических отраслей Рязанской области. Расходы на ее развитие и содержание составляют от 12 до 15% консолидированного бюджета Рязанской области. Балансовая стоимость основных фондов составляет более 80 млрд. рублей.

Доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете Рязанской области:

Годы

Величина консолидированного бюджета Рязанской области (млн. руб.)

Расходы на финансирование ЖКХ (млн. руб.)

Доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете Рязанской области (%)

2000

3882,75

812,2

20,9

2001

5950,0

975,8

16,4

2002

9475,9

1061,3

11,2

2003

11409,1

1004,0

8,8

2004

11896,0

1302,4

10,9

2005

14748,7

1610,5

10,9

2006

18121,04

1902,709

10,5

2007

23639,284

2561,912

10,8

2008

27267,0

4398,0

16,13

2009

35250,8

4547,9

12,9

2010

39300,2

3162,0

8,04

2011

46691,4

3868,0

8,28


В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области имеется ряд серьезных технико-экономических проблем, без решения которых невозможно его эффективное функционирование, гарантированное обеспечение потребителей всеми видами жилищно-коммунальных услуг.

Основными из них являются:

- высокий износ объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов;

- недостаточный для привлечения инвестиций уровень экономической эффективности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.

Средний износ объектов инженерной инфраструктуры вырос за последние 10 лет с 47,7% до 67,7%. Износ оборудования котельных в настоящее время составляет около 45%, тепловых сетей - 58%, электрических сетей - 65%, сетей водоснабжения - 65%.

Высокий износ и оснащенность объектов жилищно-коммунального хозяйства морально устаревшим оборудованием характеризуются низким коэффициентом полезного действия мощностей, приводят к росту аварийности и большим потерям энергоресурсов, большой себестоимости услуг водоснабжения, а также производства тепла и электроэнергии.

Безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения. Обеспечение населения Рязанской области чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов социальной политики Правительства Рязанской области.

По состоянию на 1 января 2012 года централизованное водоснабжение имелось во всех городах и рабочих поселках и 30% сельских населенных пунктов Рязанской области. Услугами централизованного водоснабжения обеспечивается 88% населения Рязанской области.

Ежегодно в среднем по Рязанской области в аварийное состояние приходит до 4% водопроводных сетей. В настоящее время из 3880 км уличных водопроводных сетей около 1825 км водопроводов требуют частичной или полной реконструкции.

Головные водозаборные сооружения в ряде населенных пунктов эксплуатируются без капитального ремонта более 50 лет. Степень износа некоторых из них составляет 80 - 100%.

Кроме того, зачастую существующий диаметр водопроводов занижен и не обеспечивает необходимую пропускную способность с учетом развития населенных пунктов.

В результате многие города, районные центры, иные населенные пункты Рязанской области испытывают постоянный дефицит питьевой воды, особенно усиливающийся в часы максимального водопотребления и в летние месяцы.

Проблема осложняется неудовлетворительным качеством питьевой воды, подаваемой в разводящую сеть.

Санитарно-техническое состояние децентрализованных источников водоснабжения (колодцы, каптажи) также остается неудовлетворительным. В 2011 году доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, по санитарно-химическим показателям составила 36,2%, по микробиологическим показателям - 14,9%.

Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в отдельных районах Рязанской области порождают большое количество жалоб и не только ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, но и приводят к возникновению риска инфекционных заболеваний.

Серьезные проблемы имеются в вопросах водоотведения и очистки сточных вод.

Системы канализации имеются только в 77% поселков городского типа и 4% сельских населенных пунктов.

Ежегодно в среднем по Рязанской области в аварийное состояние приходит до 4% канализационных сетей. В настоящее время из 722,4 км канализационных сетей около 174,1 км требуют частичной или полной реконструкции.

На многих из действующих сооружений применяются устаревшие технологии, что не позволяет обеспечить требуемую степень очистки сточных вод.

До сих пор нет систем канализации в р.п. Милославское, р.п. Чучково, р.п. Сараи, р.п. Пителино, р.п. Старожилово, р.п. Кадом, р.п. Гусь-Железный, с. Захарово.

Из-за недостаточной пропускной способности канализационных коллекторов, малой мощности очистных сооружений и неэффективной их работы ежедневно на рельеф местности и в открытые водоемы изливается значительный объем неочищенных стоков.

Несмотря на принимаемые в последние годы меры проблема восстановления и дальнейшего развития систем канализации остается одной из самых значимых как в социальном, так и в экологическом плане.

Теплоснабжение населения и объектов социальной сферы Рязанской области осуществляется от двух теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) общей теплопроизводительностью 2500 Гкал/час, а именно: ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" - 2000 Гкал/ч и ОАО "Квадра" - "Рязанская региональная генерация" - 330 Гкал/ч, ГТ ТЭЦ г. Сасово тепловой мощностью 80 Гкал/ч и более 1100 котельных и автономных тепловых пунктов (далее - АТП) общей тепловой производительностью 5720 Гкал/час, по тепловым сетям протяженностью в двухтрубном исчислении 1247 км, в том числе 1154 км в городской и 93 км в сельской местности.

Из-за отсутствия своевременного ремонта техническое состояние тепловых сетей с каждым годом ухудшается. Так, средний физический износ тепловых сетей в период с 2001 по 2010 год вырос с 48% до 58%.

По состоянию на начало 2012 года в срочной замене нуждаются около 240 км теплотрасс. Многие котельные и центральные тепловые пункты имеют низкоэффективное тепломеханическое оборудование, что в совокупности с высоким физическим износом тепловых сетей приводит к существенным финансовым потерям обслуживающих их организаций и является следствием высоких тарифов на теплоснабжение для населения и объектов социальной сферы.

В настоящее время из-за закрытия предприятий, уменьшения количества абонентов, подсоединенных к системам центрального теплоснабжения, в Рязанской области имеется 35 нерентабельных котельных, убытки от эксплуатации которых только за 1 отопительный сезон достигают 35 - 40 млн. руб.

Все это накладывает дополнительную нагрузку на бюджеты для погашения убытков и вызывает необходимость повышения тарифов для населения на оплату теплоносителя.

На протяжении последних лет в Рязанской области осуществлен комплекс мероприятий по газификации и оптимизации систем теплоснабжения, выбору более рациональных его схем и децентрализации источников теплоэнергии, переходу на более дешевые виды топлива. Начато внедрение систем поквартирного теплоснабжения жилых зданий с использованием индивидуальных источников тепла с одновременным закрытием нерентабельных котельных. В настоящее время данная работа осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Рязанской области до 2014 года и на перспективу до 2020 года".

Несмотря на это, вопросы строительства новых котельных и модернизации действующих остаются актуальными.

Электроснабжение потребителей электроэнергии осуществляется по электрическим сетям 220 - 110 кВ и через питающие центры-подстанции 220/110/35/10 кВ по распределительным сетям 10 - 0,4 кВ доводится до потребителей.

Наиболее слабым звеном в энергосистеме являются распределительные сети 10 - 0,4 кВ, обеспечивающие население и сельскохозяйственных потребителей.

Учитывая низкую инвестиционную привлекательность отрасли, а также в связи с высокой затратностью мероприятий, связанных с модернизацией объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и наружного освещения, решение задач, связанных с ликвидацией сверхнормативного износа основных фондов, обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода.

Правительством Рязанской области уделяется большое внимание вопросам развития инженерной инфраструктуры и в том числе коммунальной энергетики.

С 2003 года в Рязанской области действовала областная целевая программа "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области на 2003 - 2010 годы", а с 2004 года - областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004 - 2010 годы".

Программами предусматривалось в период до 2010 года построить 610 км тепловых сетей, модернизировать оборудование 180 котельных, построить более 500 тепловых пунктов, 530 км водопроводных сетей, пробурить 78 артезианских скважин, построить 160 км канализационных сетей и очистные сооружения мощностью 350 тыс. куб. м/сутки. Большой раздел касался вопросов реформирования отрасли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»