Действующий

Об утверждении государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" (с изменениями на 20 декабря 2022 года)




1. Оценка текущего состояния сферы управления общественными финансами


Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области - важнейшее условие для стабильного функционирования бюджетной сферы, оказания социальной поддержки населению, своевременного и полного исполнения принятых регионом обязательств, содействия инвестиционной и предпринимательской активности, а также достижения стратегических целей социально-экономического развития Ивановской области.


Обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в значительной степени способствует эффективное и прозрачное управление региональными финансами.


За период реализации государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" (далее - государственная программа) в 2014 - 2021 годах достигнуты следующие результаты.


На протяжении последних 5 лет (с 2017 года) областной бюджет исполнен с профицитом (превышением доходов над расходами), что позволило последовательно сокращать государственный долг Ивановской области и создать резервы для сохранения устойчивости бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и геополитическими изменениями.


Объем государственного долга Ивановской области значительно сокращен до уровня, позволяющего осуществлять управление госдолгом с минимальным риском рефинансирования долговых обязательств, полностью погашена задолженность по кредитам банков. Во многом это стало возможным за счет участия Ивановской области в 2017 и 2021 годах в реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, и направления дополнительно полученных доходов на погашение накопленного долга по кредитам банков.


На конец 2021 года объем государственного долга составил 9,2 млрд руб., или 29,6% к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


Совокупность принятых мер по сокращению государственного долга и изменению его структуры позволили сократить расходы на его обслуживание в 2021 году до минимального значения за последние 14 лет - 55,8 млн руб., что составило 0,1% от общего объема расходов областного бюджета за 2021 год.


В 2022 году Ивановская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.


В целях формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере бюджетной политики и налогов, повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления Ивановской области на основе единых принципов работы, стандартизации и унификации бюджетных процессов и процедур, обеспечения интеграции с единой государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" создана государственная информационная система "Система управления региональными финансами Ивановской области".


Разработан бюджетный прогноз Ивановской области на период до 2030 года, в котором горизонт бюджетного планирования расширен до 12 лет, осуществлено долгосрочное стратегирование основных показателей областного и консолидированного бюджетов Ивановской области, агрегированы показатели финансового обеспечения государственных программ на период их действия.


Формализованы процедуры формирования обоснований бюджетных ассигнований, разработаны и утверждены формы обоснований бюджетных ассигнований по видам расходов бюджета, изменен процесс ведения реестра расходных обязательств, позволивший непрерывно поддерживать данные реестра в актуальном состоянии и существенно повысить оперативность и качество их контроля.


В целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления Ивановской области из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.


В соответствии с методиками, утвержденными Законом Ивановской области о межбюджетных отношениях, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также городских и сельских поселений осуществлено до единого уровня.


С 2016 года возобновлена практика предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, разработаны методики их распределения и правила предоставления.