Актуальность Подпрограммы продиктована особой важностью укрепления института семьи, ее духовно-нравственного потенциала в социально-экономическом развитии Республики Тыва с целью создания условий для получения высшего образования не менее чем одним ребенком в каждой семье.
Повышение уровня образования населения зависит от факторов макросреды (политические, экономические, культурные и др.) и микросреды (семейные факторы, влияющие на развитие личности; личностные факторы; контекстуальные, зависящие от социальной среды). Различия в социокультурном ресурсном потенциале семей обуславливают существенное влияние на потребность в высшем образовании. Наиболее важным барьером, препятствующим получению высшего образования, является культурный барьер (отсутствие мотивации, уровень воспитания родителей, семейные установки и ценности).
В условиях Республики Тыва доступность высшего образования в значительной степени определяется не только и не столько способностями, проявленными молодыми людьми на вступительных испытаниях, сколько ресурсным потенциалом их семей. Различия в ресурсном потенциале семей обусловливают существенное неравенство в доступности высшего образования.
Стратегической целью государственной политики Республики Тыва в области образования является реализация права каждого человека на образование, обеспечивающаяся путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.
В 2013 году организации среднего и начального профессионального образования закончили 962 и 2190 человек соответственно, в 2014 году предварительно закончат 876 и 2063 человека соответственно.
В 2013 году вузы закончили 1543 человека (1017 - за пределами Республики Тыва, 526 - на территории Республики Тыва), организации среднего и начального профессионального образования - 962 и 2190 человек соответственно.
При этом в 2013 году школы закончили 4108 человек (11 классов), 9 классов - 4795 <2>, в 2014 году среднюю школу закончат 3274 выпускника дневных школ, 674 - вечерних, 19 организаций среднего профобразования закончат - 2939 человек (включая 2 федеральных - педколледж и ПОУ N 304 при УФСИН России, 1 негосударственное - КТЭиП).
________________
<2> По данным Министерства образования и науки Республики Тыва, 2013 г.
Таким образом, для достижения условного показателя "в каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием" требуется увеличить ежегодное количество выпускников вузов. Среднее количество выпускников 11 классов с 2010 по 2013 гг. составляет более 4000 человек в год. Для того чтобы доля населения с высшим образованием стабильно росла, необходимо довести количество выпускников вузов до уровня 1600 - 1800 человек в год, включая количество семей, у которых один из детей получит высшее образование, - от 800 до 1000.
Следует обратить внимание на то, что среднее профессиональное образование - один из важнейших инструментов реализации цели и задач Подпрограммы. Много детей после окончания школ поступают в техникумы. Ежегодный выпуск из организаций среднего и начального профессионального образования существенно превышает выпуск из вузов (на 1609 человек). Необходимо разработать меры, чтобы выпускники техникумов продолжали свое обучение в вузах, особенно из семей, не имеющих детей с высшим образованием. Если из общего количества выпускников организаций среднего профессионального образования около трети (примерно 1000 человек) продолжат свое обучение в вузах и успешно их окончат, то можно достичь требуемого показателя.
Из 3592 выпускников общеобразовательных школ республики 2012 года 66 процентов поступили в высшие учебные заведения (в 2009 г. - 55 процентов, 2010 г. - 59,6 процента, 2011 г. - 63 процента, 2012 г. - 66 процентов).
В настоящее время численность студентов, обучающихся в высших учебных заведениях за пределами республики, составляет 6941 человек, в том числе по целевому направлению - 2262 человека.
За пределами республики обучается 6941 студент, в том числе:*
________________