Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2013 года составляет более 10 миллионов человек (7,0 процента населения) и продолжает расти. В Курганской области проживает более 81 000 инвалидов, из них более 3 000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях Российской Федерации барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны.
Ближайшим окружением детей-инвалидов, как правило, является семья. Во многих семьях существует проблема, когда один или оба родителя не работают. Одной из причин является невозможность работы полный рабочий день, частые отъезды по причине лечения и реабилитации ребенка-инвалида. Одной из мер, направленных на решение трудовой занятости семей с детьми-инвалидами, а в дальнейшем и самого ребенка-инвалида, является открытие собственного дела. Освоение навыков предпринимательской деятельности позволит некоторым семьям с детьми-инвалидами открыть собственное дело, создать рабочие места для семей с детьми-инвалидами.
Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.
За период с 2001 по 2011 год удалось организовать деятельность реабилитационных центров, что способствовало созданию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в учреждениях здравоохранения и укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов на территории Курганской области.
Оказано содействие по ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, по внедрению современных технологий в комплексную реабилитацию и по обеспечению территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Вопросами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов занимаются 5 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 1 отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с дневным и круглосуточным пребыванием, Государственное бюджетное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и Государственное бюджетное учреждение "Сумкинский дом-интернат".
Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, способствующие реализации реабилитационных мероприятий детей-инвалидов.
Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.
В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Центр) действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Центр сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".
Для приближения качественной комплексной и постоянной помощи матерям с детьми, имеющим тяжелые двигательные и речевые нарушения, в трех реабилитационных центрах открыты палаты "Мать и дитя". В двух из них палаты оснащены на средства Фонда. В 2010 - 2012 годах в палатах "Мать и дитя" курс медико-социальной реабилитации прошли 97 детей-инвалидов.
В настоящее время на базе Государственного казенного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации. В 2012 году 94 ребенка-инвалида получили подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в 2013 году планируется подготовить 120 детей-инвалидов.
Статистические данные государственной отчетности за 2009 - 2012 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей и данные анкетирования родителей детей-инвалидов подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2012 года зарегистрировано 3 152 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно, что на 150 детей-инвалидов больше, чем в 2011 году.
С 2010 года по 2012 год показатель детской инвалидности вырос на 13,2 процента.
Среди детей-инвалидов преобладают лица мужского пола (57,0 процента) и наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 5 до 9 лет - 31,3 процента (2011 год - 31,0 процента).
Структура заболеваний, обусловивших в 2012 году инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно: на I месте - психические заболевания и расстройства поведения (31,0 процента), на II месте - болезни нервной системы (20,5 процента), на III месте - врожденные аномалии (18,8 процента), на IV месте - болезни уха и сосцевидного отростка (5,7 процента).
В структуре психических расстройств 73,0 процента составляет умственная отсталость (2011 год - 76,0 процента), в структуре нервных болезней церебральный паралич и другие паралитические синдромы составляют 73,6 процента (2011 год - 81,0 процента).
В структуре врожденных аномалий первое место занимают аномалии системы кровообращения - 34,1 процента (в 2011 году - 27,4 процента), удельный вес аномалий нервной системы составил 8,0 процента (в 2011 году - 6,3 процента), хромосомные нарушения составили 15,4 процента (в 2011 году - 15,0 процента).
По главному нарушению в состоянии здоровья в 2012 году на первом месте остались психические (ранее - умственные) нарушения - 31,0 процента (в 2011 году - 31,0 процента), статодинамические (двигательные) - на втором месте (23,3 процента), нарушения органов и систем - на третьем месте (висцеральные и метаболические) - 19,2 процента.
Ограничения жизнедеятельности: на первом месте - способность к самостоятельному передвижению (33,0 процента), на втором - способность к обучению (17,8 процента), на третьем - способность к общению (13,5 процента).
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье, и удельный вес детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа, в 2012 году составил соответственно 73,1 процента и 26,9 процента.