Недействующий

О государственной программе Новгородской области "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014 - 2021 годы" (с изменениями на 30 апреля 2019 года)



1. Приоритеты и цели государственной политики в данной отрасли


Производство и переработка сельскохозяйственной продукции по своему значению в формировании агропродовольственного рынка и обеспечении занятости сельского населения в области является одной из ключевых составляющих в экономике.


В области функционируют 137 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, 718 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 185 тысяч личных подсобных хозяйств.


Благоприятное географическое местоположение области относительно самых крупных в России рынков сбыта продовольственной продукции - Москвы и Санкт-Петербурга, а также наличие свободных (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения делают область привлекательной для инвестирования в сельское хозяйство.


За период 2008 - 2013 годов достигнут устойчивый рост производства во всех базовых подотраслях агропромышленного комплекса. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте в 2013 году составила 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году составило 16,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 1,8 раза выше уровня 2007 года. Рост сельскохозяйственного производства обусловлен увеличением производства скота и птицы на убой в 4,9 раза (в том числе птицы - в 59,5 раза, свиней - в 2,8 раза), яиц - в 1,2 раза, зерна - в 1,9 раза, картофеля - в 1,4 раза, овощей - в 1,2 раза.


Всего с 2008 года в отрасль привлечено инвестиционных кредитов на сумму 13,0 млрд. рублей. В 2013 году в сельском хозяйстве области находились в стадии реализации 20 инвестиционных проектов. При этом реализовывались не только инвестиционные проекты по развитию свиноводства и птицеводства, но и по производству меда, зерна, овощей закрытого грунта, продукции садоводства.


Увеличение объемов производства подкрепляется развитием инфраструктуры сбыта, в том числе и межрегиональной. На территории области расширяется сеть сельскохозяйственных рынков.


Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.


В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве составила 18,3 тыс. рублей (в 2,6 раза выше, чем в 2007 году). Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к заработной плате в экономике за это время увеличилось с 64,0 % до 78,0 %.


Сохраняется и ряд проблем дальнейшего развития сельского хозяйства области, в том числе:


недостаточная рентабельность сельскохозяйственного производства. Средняя рентабельность сельскохозяйственного производства (по прибыли до налогообложения) за 2008 - 2013 годы составила 3,7 % с учетом государственной поддержки. Без государственной поддержки производство убыточно. Убыточность за данный период составила 2,4 %. При этом для ведения расширенного воспроизводства необходима рентабельность на уровне не ниже 12,0 %;


недостаток квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем заработной платы в сельском хозяйстве и низким уровнем качества жизни в сельской местности. В 2013 году в сельскохозяйственных организациях обеспеченность специалистами составила 94,3 %, из них 10,6 % - люди пенсионного возраста и 14,7 % - молодые специалисты;


ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей области к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;


недостаточный уровень государственной поддержки отрасли. Несмотря на увеличение государственной поддержки сельского хозяйства из областного бюджета (с 2007 года она увеличилась в 3,7 раза), поддержка сельхозтоваропроизводителей области в расчете на 1 рубль производимой продукции составляет в среднем за 2008 - 2013 годы всего 2 копейки. Это один из самых низких показателей среди субъектов северо-запада России и меньше, чем в среднем по России, - 5 копеек.


В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания условий для развития сельского хозяйства области и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.